На благоустройство Спасской церкви
Православный календарь

 

Праздники и празднования Новозаветные

Православные посты в 2012 году

Рецепты постных блюд

Праздники и празднования Новозаветные

Kаждый день богослужебного года посвящен воспоминанию какого-либо праздника или памяти святого (большинство дней имеют воспоминание не одного, а нескольких святых) или иконы Богородицы. По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.

Неподвижная часть церковного календаря - это юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи.

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Ниже представлены наиболее значимые для православного христианина события: так называемые Великие праздники и Двунадесятые праздники.

Праздники великие

  1. Пасха, «праздников праздник» - 15 апреля в 2012 году;
  2. Двунадесятые праздники.

Они делятся на подвижные и неподвижные.

Неподвижные

Рождество Христово — 7 января;

Богоявление. Крещение Господне — 19 января;

Сретение Господне — 15 февраля;

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля;

Преображение Господне — 19 августа;

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа;

Рождество Богородицы — 21 сентября;

Воздвижение Kреста Господня — 27 сентября;

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря.

Подвижные

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — 8 апреля в 2012 году (последнее воскресенье перед Пасхой);

Вознесение Господне — 24 мая в 2012 году (на сороковой день после Пасхи);

Пятидесятница, или Троица — 3 июня в 2012 году (на пятидесятый день после Пасхи, то есть в седьмое воскресенье).

В церковном праздновании великих праздников следует различать дни предпразднства, попразднства, отдания праздника и самого праздника.

Днями предпразднства Церковь как бы пророчески предуказывает на день великого праздника, приготовляет верующих к достойной встрече его. Поэтому в дни предпразднства, наряду с молитвами и песнопениями вспоминаемым в этот день святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения в честь наступающего праздника. Все великие праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова и Богоявления, из которых первый имеет 5 дней, а второй — 4 дня.

Дни попразднств составляют продолжение праздника. В эти дни, наряду с песнопениями праздника, Церковь вспоминает и прославляет участников события, вообще же — событие прошедшего праздника. Число дней попразднства простирается от одного до восьми дней. Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью богослужения, потому что последование этого дня во многом повторяет молитвословие и пение из последования самого праздника.

Богослужение в сам день двунадесятого праздника посвящается исключительно воспоминаемому событию. Внешняя сторона богослужения в двунадесятые праздники достигает особой торжественности. Священнослужители облачаются в светлые одежды, и богослужение совершается при полном освещении храма. Пению, как выражению радостного состояния, в день праздника отдается предпочтение перед чтением. Приличнейшим положением тела при молитве в эти дни Церковь считает стояние, и потому на некоторые праздники определенно запрещено коленопреклонение. Наконец, подчеркивая радость и торжество, Церковь ослабляет или вовсе отменяет в эти дни посты.

Великие праздники, не входящие в число двунадесятых

Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября;

Обрезание Господне — 14 января;

Рождество Иоанна Предтечи — 7 июля;

День памяти свв. апостолов Петра и Павла — 12 июля;

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи — 11 сентября;

а также праздники храмовые и местночтимого святого.

Kак и двунадесятые, эти великие праздники имеют всенощное бдение. Но последование этих праздников не посвящается целиком вспоминаемому событию, потому что на них к праздничному канону на утрене прилагается канон Богородице. Помимо великих, праздники бывают средние и малые. Это дни празднования некоторых икон и дни памяти некоторых святых. Отличаются средние и малые праздники друг от друга степенью торжественности службы.

 

Православные посты в 2012 году

Многодневные посты

Великий Пост: с 27 февраля 2012 года по 14 апреля 2012 года.

Петров Пост: с 11 июня 2012 года по 11 июля 2012 года.

Успенский пост: с 14 августа 2012 года по 27 августа 2012 года.

Рождественский пост: с 28 ноября 2012 года по 6 января 2013 года.

Однодневные посты

Среда и пятница: в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.

Крещенский сочельник: 18 января.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: 11 сентября.

Воздвижение Креста Господня: 27 сентября.

Сплошные седмицы

Святки: с 7 января 2012 года до 17 января 2012 года.

Мытаря и фарисея: с 5 февраля 2012 года по 11 февраля 2012 года.

Сырная (масленица): с 19 февраля 2012 года по 25 февраля 2012 года.

Пасхальная (Светлая): с 15 апреля 2012 года по 21 апреля 2012 года.

Троицкая: с 3 июня 2012 года по 9 июня 2012 года.