На благоустройство Спасской церкви
Проповеди

 

Страница: 1| 2| 3| 4| 5|

Обращение Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви

Русская Православная Церковь, совершая миссию проповеди Евангелия, демонстрирует активную позицию по многим злободневным вопросам и деятельно участвует в разрешении актуальных социальных проблем. Помощь тысячам людей во время пожаров 2010 года, сбор средств и вещей для малообеспеченных категорий граждан, разноплановая работа с детьми и молодежью, приход многих сотен тысяч людей к Поясу Пресвятой Богородицы показали способность Церкви объединять миллионы людей в молитве, добрых делах, заботе о будущем народа. Но это, к сожалению, не у всех вызывает радость и приятие.

Антицерковные силы опасаются усиления Православия в стране, их пугает возрождение национального самосознания и массовой народной инициативы. Такие люди немногочисленны, но некоторые из них обладают влиянием и готовы использовать свои финансовые, информационные и административные ресурсы для дискредитации иерархов и клириков, для порождения расколов и отторжения людей от храмов.

К этим силам присоединяются те, кто продвигает ложные ценности агрессивного либерализма, ибо Церковь непреклонна в своей позиции неприятия таких антихристианских явлений, как признание однополых союзов, свобода выражения всех желаний, неудержимое потребительство, пропаганда вседозволенности и блуда. Кроме того, нападки на Церковь выгодны тем, чьи меркантильные интересы ущемляются программой возведения новых храмов в густонаселенных районах Москвы и иных крупных городов.

Противостояние Церкви и антихристианских сил становится всё более очевидным и острым. Особенно заметными атаки стали в предвыборный и поствыборный период, что свидетельствует об их политической подоплеке, в том числе антироссийской. Подключаются различные средства, разворачивается планомерная и системная дискредитационная работа. Клириков вовлекают в провокации; архипастыри и священство находятся в фокусе пристального внимания недовольных, которые ищут малейшую зацепку, для того чтобы всё извратить, создав грязный информационный повод.

За последнее время произошла череда актов вандализма и осквернения храмов, начавшаяся 21 февраля с кощунства в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В этот день группа лиц богохульствует на амвоне в непосредственной близости от святого алтаря, частиц Ризы Господа нашего Иисуса Христа и Ризы Пресвятой Богородицы, мощей великих святых. 6 марта в соборе святого праведного Прокопия в Великом Устюге мужчина топором наносит удары по 30 иконам, представляющим большую духовную, историческую и художественную ценность; 18 марта храм преподобного Сергия Радонежского города Мозыря оскверняется хульными надписями и глумлением над изображением Честного Животворящего Креста; 20 марта в Покровский кафедральный собор Невинномысска врывается мужчина с охотничьим ножом, крушит иконы, втыкает нож в поклонный крест, избивает священника, ломает Царские врата и оскверняет алтарь Господень. В этом же контексте осуществляется клеветническая информационная атака на Предстоятеля Церкви. Всё это — слагаемые одной кампании против Православия и Русской Православной Церкви.

Не следует исключать новых громких обвинений и заявлений со стороны врагов веры. Опасность используемой против Церкви тактики состоит в том, что, в соответствии с правилами манипуляции общественным мнением, ложь соседствует с реальными фактами, умалчивается то, что невыгодно, делаются циничные заявления, вызывающие гнев, страх, зависть, негодование, злобу. В ход идут все приемы черной риторики: умалчивание части фактов, изменение смысла происходящего, прямое введение в заблуждение аудитории, обман.

В этих условиях всем нам важно сохранять единомыслие, не поддаваться на ложь и провокации, учиться воспринимать критически сомнительную информацию о Церкви, не спешить с реакцией, с публичными и частными заявлениями. В то же время противостояние Церкви со стороны ее недругов необходимо учитывать в каждодневной церковной деятельности.

Все, что происходит сегодня, не ново. Мы помним, как в начале ХХ века на веру Христову, на Святую Церковь, на наши храмы и святыни так же, с теми же лозунгами восставали богоборцы. Находились тогда и предатели-обновленцы, которые готовы были отдать на поругание имя Божие, святые иконы и храмы, обречь на узы и гибель Первоиерарха, архипастырей, пастырей, монашествующих, мирян. Но тогда наш народ сказал свое слово. В 1918 году верующие люди отстояли от закрытия и поругания Александро-Невскую Лавру, атакованную воинствующими безбожниками. Священнослужители и миряне встали на защиту и других храмов. Многие из них засвидетельствовали верность Христу и Его Церкви, пав от рук богоборцев.

Точно так же сегодня мы должны защитить то, что дано нам Богом, то, что дорого нашим сердцам. И пусть верующих людей не смущают слова призывающих согласиться с грехом и беззаконием, простить тех, кто не просит прощения и заявляет, что не нуждается в нем. Будем помнить, что отсутствие покаяния способно утвердить грешника в сознании собственной «правоты» и подтолкнуть к повторению греховных деяний.

Всех иерархов, пастырей и мирян призываем 22 апреля, в день воспоминания уверения апостола Фомы, вновь явить всему миру торжество истины Христовой, совершив молебен и стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. Такие молебен и стояние призываем совершить при каждом кафедральном соборе епархий Русской Церкви. Во граде же Москве они будут совершены перед Храмом Христа Спасителя, перед иконами и крестом, пострадавшими от злоумышленников и безумцев.

В дни Великого поста мы обращаем ко всем, кто нас слышит, призыв к покаянию и изменению жизни. Именно покаяние открывает двери прощения. Господь и Церковь готовы с радостью принять любого кающегося грешника. Тем, кто скорбит и унывает в связи с произошедшими событиями, напоминаем слова Самого Господа Иисуса: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Уверены, что из нынешних испытаний, как и в ХХ веке, наша Церковь выйдет более сильной. Ни новые трудные времена, ни «немощные дерзости» не разделят и не ослабят нас, ибо мы преодолеем их с молитвой и с упованием на всесильную помощь Божию, зная, что всякое зло и всякая неправда уже побеждены силой Креста и Воскресения Христова.

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на богослужении в Знаменском Кафедральном соборе г. Иркутска (3.09.2011)

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Каждый человек независимо от его положения, возраста, мировоззрения в жизни своей устремляется к лучшему. Каждый человек по-своему это лучшее понимает. И каждый чтобы лучшего достичь, нуждается в силе. Сила – это есть способность человека решать задачи, который или он, или другие, или общество ему ставят. Без силы невозможно решить ни одной задачи. Вот почему обретение силы, в том или ином виде, будь то сила разума, образования, будь то сила денег, или сила, которая опирается на связи, на знакомства, либо физическая сила. И это является целью, ради достижения которой человек тратит большую часть своей жизни. А есть и те, кто хотел бы иметь все сразу: и власть, и деньги и поддержку людей, еще и силу здоровья. И практически сила и благополучие становятся синонимами.

В Слове Божием очень часто мы находим такие парадоксальные слова, которые не могут не возбудить мысль, если мы внимательно слушаем или читаем Божие Слово. Эти слова иногда действительно настолько расходятся с опытом нашей жизни, что некоторые люди не могут их принять и отвергают сразу же. Другие пытаются понять и не понимают их смысла. Но как бы не казались нам парадоксальными слова Бога, которые он обратил к людям, – это слова Бога.

И в Слове Божием мы встречаем нечеловеческую мудрость. Надмирную мудрость, не постижимую нашим разумом. Вот почему слово Божие для верующего человека, есть непререкаемый и абсолютный авторитет. В зависимости от того, насколько он способен понимать или воплощать Слово Божие.

К таким парадоксальным словам, которые ввергают многих людей в недоумение, относятся слова, которые мы только что слышали. Это несколько отрывков, несколько стихов из Послания святого апостола Павла к Коринфянам. Я напомню вам эти слова. «И Бог избрал немудрое, чтобы посрамить мудрых. И Бог избрал уничиженное в мире, чтобы посрамить сильных. И Бог избрал незнатных мира, ничего не значащих, уничиженных, чтобы разрушить значимое».

Наверное, так трудно было понять это коринфским христианам. Они жили в процветающем городе. У них было все: богатый порт, большие доходы, науки, искусства. Римский путь предлагал человеку подражать богам Олимпа. Становиться такими же сильными и могущественными, такими же счастливыми в человеческом смысле. И вдруг слова апостола, которые все переворачивают в сознании. И ведь откликнулись на эти слова коринфские христиане. Они поняли, что значит «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить мудрых».

И затем вся история Церкви, и первоначальные столетия с жестокими гонениями от римских императоров, и последующие благополучные, но всегда исполненные внутреннего напряжения и борьбы годы. И наконец, страшные гонения 20 в. И снова как бы благополучное время. Если внимательно посмотреть на всю историю Церкви, становится очевидной величайшая правда тех слов, которые мы только что слышали. Никогда могуществом и силой не утверждалось Слово Божие. Боле того, когда прибегали христиане к человеческой силе и могуществу, то сама христианская община перерождалась.

Церковь на протяжении двух тысяч лет проходила через различные и никогда не бывшие условия земного бытия не потому, что она обладает силой, богатством и знатностью. А именно потому, что Бог духом своим живет и действует в Церкви. И вот этот пример Церкви часто уничиженной и распятой, оттесненной на периферию общественной жизни, потому что не видят в ней никакой силы, примера общины, которая живет, не смотря ни накакие условия и внешние обстоятельства. Ярчайшим примером правдивости тех слов, которые апостол Павел обратил к древним коринфянам. Но может быть этот пример не имеет никакого значения в нашей повседневной жизни, там за пределами храма другая логика бытия. Может быть, там непременно нужно всегда опираться на силу? Господь не сказал, что слова о силе человеческой немощи, которую Бог избирает, относятся только к внутренней жизни Церкви. Это наказ всем.

Из этого наказа не должно быть сделано ложных неправильных выводов: не надо учиться, не надо получать образование, не надо работать над собой, мол Бог использует мою немощь, и я стану сильным. Ничего не получится. Есть одно условие, когда немощная человеческая суть восполняется божественной силой. Этим условием в первую очередь является доверие человека к Богу. Принятие на себя обязательства жить в соответствии с Божьим Законом. В этом Законе обо всем сказано. О необходимости труда и терпения, и возрастания, о необходимости строить правильные отношения с другими людьми. Без этого не может быть здоровой общественной социальной жизни, здоровой и крепкой семьи. Принятие Божьего закона – есть непременное условие того, чтобы, несмотря на нашу немощь, а сколько этой немощи у современного человека, - не счесть, сила Божия в этой немощи являлась. Грешники становились бы праведниками, и разрушенное сверкала восстановленной или вновь созданной красотой. И природа бы ликовала не потому, что человек бережно бы к ней относился и жил в гармонии с ней. Все возможно, самые смелые человеческие планы, самые дерзновенные мечты могут реализовываться тогда, когда человек открывает свою немощь навстречу Богу. И вместе с ним, наполняемый его божественной силой, не сопоставимой ни с какой человеческой силой, созидает самого себя и окружающий его мир.

Но что происходит когда люди опираются только на самих себя? Они могут достигать успехов. Но почти никогда эти успехи не приносят счастья. Они могут приносить видимое благополучие. Но сопровождаются непременно борьбой, конфликтами, опасностью, подозрениями. Внутренним беспокойством, постоянными уничтожающими человека стрессами. Наше относительно богатое общество, чем более становится по человечески могущественнее – тем больше стрессов. Врачи не знают, что делать с молодежью и людьми среднего возраста, когда сами люди заглушают эти стрессы алкоголем и наркотиками, безудержным развратом. Даже появилась в медицине такое понятие: взрывчатая релаксация. Взрыв страстей успокоит стресс. Но ведь так же стресс не успокоишь. Можно получить облегчение на какое-то мгновение, чтобы потом почувствовать себя еще более несчастным.

Все о чем мы сейчас говорим, это не только достояние нашего времени и не только достояние нашей страны. На заре человеческой цивилизации началась эта болезнь, ни вчера и не сегодня, но в глубокой древности. Мы помним библейское повествование о вавилонской башне. Хотели люди построить нечто выдающееся, уникальное. Доказать самим себе, что они в центре мира, что не нужно никакой Божьей силы, но своя сила достаточна для утверждения могущества.

И были посрамлены Богом. Не смогли достроить башню, потому что как говорит Господь в Слове своем, смешаны были языки.

Некоторые думают, что строители башни вдруг заговорили на иностранных языках. Скорее всего это не так. Просто люди утратили способность понимать друг друга, говоря на одном и том же языке.

А разве сегодня не происходит то же самое. Когда люди теряют способность понимать друг друга, объединяться, теряя такое необходимое для общей цели качество как солидарность. Без которой действительно не может устраиваться согласно человеческое общество.

Апостол Павел сегодня нам современным людям, живущим в этом динамично развивающемся и одновременно мятущемся мире, открывает великую Божью правду. Что Бог избрал немощное мира сего, чтобы посрамить разумных. И нам только остается принять это слово, сознавая свою человеческую слабость и разрушая гордыню в самом себе, открыть сердце и ум навстречу Богу, Подкрепляя себя молитвой, благодатью Божией, смирением. Божественной силой, которую несомненно Бог в ответ на все это, нам даст, устроять мир в самом себе и преображать жизнь окружающего нас мира. Аминь.

День Святой Троицы. Пятидесятница

Митрополит Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

На пятидесятый день после Своего Воскресения Христос послал Своим ученикам Святого Духа Своего, Духа, Который исходит от Отца, но Который посылается в мир Спасителем Христом. Ученики были собраны в молитве в воспоминании о своем убитом и воскресшем Учителе. И вдруг сошли на них как бы огненные языки; огнем спустился на них Дух Божий; а их исполнило вдохновение - уже не те были апостолы, какими они были за пятьдесят дней до этого. Тогда они, испуганные, ютились в страхе, что их Учитель побежден, убит. Теперь те же самые люди, исполненные этим вдохновением, этим дыханием вечной жизни, исполненные Божиим присутствием, вышли к окружающим их людям, и без страха, со смелостью, о которой они сами не могли иметь понятия до того, стали говорить о Христе как о Боге, Который стал человеком, стали говорить о Боге как о Любви, любви безмерной, неизмеримой, которая объемлет, охватывает всё и всех. И то же вдохновение исполнило их такой смелости и такого мужества, благодаря которому они пошли не только на проповедь, но на страдания, на избиение, на терзание и муки, в застенки, и, в конечном итоге, на смерть. Дух Божий излился на них; Дух сыновства: как Сын Божий, так и они стали сынами Божиими, и как Спаситель Христос пришел в мир спасти людей ценой Своей жизни, так и они жизнь свою и смерть свою подарили людям, чтобы они услышали, что Бог есть любовь, что в мире есть смысл, что мы Богу дороги, и что человеческое общество должно быть построено на новых началах - не на началах насилия, лжи, притеснения, а на началах любви, взаимного признания, на началах жертвы того, кто знает, ради того, который еще не знает. Христос сказал Своим ученикам: Как Меня послал Отец, так и Я вас посылаю - на смерть, на жизнь, на победу. Аминь.

 

Источник

Прощеное Воскресенье

Митрополит Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, что мы должны прощать так, как нас прощает Отец Небесный, как нас Бог прощает. И мы всегда думаем о том, что это нам указывает меру этого прощения, указывает на то, как совершенно, как исчерпывающе должно быть наше прощение. И конечно, это так. Но слова "как Отец ваш небесный прощает вам" говорят не только о мере прощения, а говорят тоже о том, каким образом, какой ценой, каким путем достигается это прощение. Бог прощает не легко, — не легко для Себя. Бог потому нас может простить, что, став человеком, Он претерпел от нас, людей, полную меру непонимания, отвержения, холодности, ненависти — всего того, что мы друг другу так трудно прощаем. И потому Он может простить, что Он понес все это страдание на Себе, включая ужас Гефсиманской ночи и ужас распятия, и ужас Богооставленности. Он может простить то, что претерпел; мы ничего не можем простить за пределом того, что претерпели. Но с другой стороны, все, что мы претерпели, все, чем мы исстрадались, все, что легло на нас душевной болью и телесной мукой, все это мы имеем право и власть простить. Как сказал один епископ-мученик Русской Церкви: «Когда мы станем перед престолом Божиим, то те, кто пострадал, смогут Богу сказать: я им простил — Ты должен их простить со мной».

И это перед нами ставит вопрос о том, что простить — всегда значит взять на себя крест, взять на себя, согласиться на то, чтобы понести страдание. Если человека надо было бы прощать тогда, когда он так глубоко изменился, что от него нам не приходится больше претерпевать — это было бы просто, но это не было бы прощением. Прощение это способ исцелить раздвоенность, разделенность, ненависть. Но — скажете — тогда где же радость прощения, где же свет? Неужели прощение —- сплошная тьма, мрак, боль? Нет! Вспомните Евангелие: каждый раз, как в Евангелии нам рассказывается о явлении Христа во славе,каждый раз это сопряжено с моментом, когда речь идет о крестной Его смерти. Только тогда сияет ярким светом слава человеческая и слава Божия, только тогда изливается этот победоносный свет, когда он сопряжен с крестом, то есть с нашей готовностью и жить, и умирать, чтобы другой могжить. Вот в этом самая глубинная радость прощения.

Задумаемся над этим. Вокруг нас есть люди, которым мы почти бессильны простить, потому что мы ими так глубоко ранены, и мы не понимаем, что только потому что мы ранены, мы имеем право и власть простить. Если мы только это поняли бы, то не ждали бы, чтобы виноватые шли к правым; правыеспешили бы навстречу виноватого, чтобы ему открыть дверь радости, мира и спасения. Аминь.

Источник

Неделя о Cтрашном Cуде

Митрополит Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Не раз и не два Евангелие предупреждает нас о том, что мы будем судимы, и о том, как мы можем спастись и не быть осужденными. В одном месте Господь говорит: Не всякий, говорящий Мне “Господи, Господи”, войдет в Царство Небесное… Некоторые придут и скажут: Не преломляли ли мы хлеб во дворех Храма Твоего? Не молились ли мы, не воспевали ли славу Твою?.. И Я скажу им: Отойдите от Меня, делатели неправды…

Итак, не внешними проявлениями благочестия мы спасемся. Евангелие, которое мы читали в день Мытаря и Фарисея, уже нам говорило нечто об этом. Фарисей был верен во всем внешнем, но внутренне оставался мертв и холоден к одному, что только важно: к любви. Он мог сказать Господу: Не молился ли я так часто в Твоем храме?  - и услышал бы слова, которые я только что процитировал вам. Он мог бы также вспомнить отрывок из Ветхого Завета, где говорится, что мерзость перед Господом молитва того, кто не прощает брату своему.

И вот сегодня перед нами встает Евангелие о последнем, Страшном суде. Придет день  - и не обязательно, когда мы умрем, а это может быть мгновение, когда мы внезапно прозрим, когда внезапно станет ясным наш ум и мы спросим себя: в чем спасение? Могу ли я надеяться вообще на что бы то ни было?.. И первый ответ на этот вопрос мы получили в образе мытаря. Мытарь не мог похвалиться ничем; он был предатель своего народа, он был корыстен, он был недостоин своего народа, недостоин Завета, который был законом этого народа. И он понимал, что он абсолютно, предельно, безнадежно недостоин, и стоял, не смея даже войти в храм, потому что Храм был местом, где живет Бог, местом таким святым, каким делает его Присутствие Божие. И он бил себя в грудь, говоря: Прости мне, я  - грешник… Это  - первый шаг к прощению, к исцелению нашей жизни и души.

Сегодня перед нами встает нечто иное. Нас не спасет строгое соблюдение форм жизни, нас не спасет благочестие,  - то благочестие, которое можно поставить в кавычки, не спасет молитва, если мы молимся недостойно. На Страшном суде, как ясно выступает из сегодняшнего евангельского отрывка, Господь ничего не спросит нас о нашей вере, наших убеждениях или о том, как мы внешне старались угодить Ему. Он спросит нас: были ли вы человечны  - или не были? Когда вы видели голодного, обернулись ли вы к нему сердцем сострадающим, дали ли ему еду? Когда вы видели бездомного, подумали ли вы о том, как обеспечить ему крышу, немножко тепла, немножко защищенности? Когда нам сказали, что кто-то, может быть, знакомый нам, опозорил себя и попал в тюрьму, преодолели ли мы стыд, что мы  - его (или ее) друг, и навестили ли его? Когда мы видели кого-то, кому могли дать свой излишек, лишнее пальто, лишний предмет, который имели  - повернулись ли мы и дали ли его? И это  - всё, что Господь спрашивает, когда говорит о Страшном суде.

Как я уже сказал, единственный Его вопрос  - это: были ли вы человечны, в самом простом смысле, в каком бывает человечным любой язычник? Кто угодно может быть человечным, у кого есть сердце, способное отозваться. Если оно у вас есть, то двери для вас открыты, чтобы войти в Царство и приобщиться Богу,  - не сакраментальным приобщением, а причастием более глубоким даже, чем Таинство,  - стать едиными с Ним и вырасти в Храм Духа, в Тело Христово, в место Его Воплощенного Присутствия.

Но если мы были бесчеловечны, как мы можем думать о том, чтобы стать божественными? Как мы можем думать о том, чтобы быть причастниками Божественной природы, обладателями Духа Святого, живыми для вечности? Ничего этого не может сбыться.

И сегодня, с ясностью и остротой, перед нами стоит Суд Божий, и стоит перед нами Его милосердие; потому что Бог милосерд,  - Он нас предостерегает вовремя. Одного мгновения достаточно, чтобы изменить свою жизнь,  - необходимо всего лишь мгновение, не годы, так что и самый старый из нас может во мгновение увидеть свое уродство, ужас, пустоту, неправду своей жизни и повернуться к Богу с плачем, взывая о милосердии. И самый юный может тоже научиться теперь, пока есть время, шаг за шагом, быть просто человечным. Если мы человечны, тогда мы становимся друзьями Богу, потому что быть христианином  - это значит избрать Бога другом себе. А вы знаете, что означает дружба: дружба означает солидарность, дружба означает лояльность, дружба означает верность, дружба означает быть единым в душе, в сердце, в действии с тем, кто наш друг. Это выбор, который мы все, по-видимому, когда-то сделали,  - и забывали о нем так часто!

И вот сегодня мы стоим перед этим Евангелием о Суде. Но мы можем что-то и сделать перед лицом его. После службы у дверей будет денежный сбор на организацию, которая заботится о тех, которые бездомны и кому приходится жить на улицах, в подворотнях, кто зависит от прохожего, чтобы иметь возможность напитаться, кто зависит от милосердия людей. Так вот, встаньте перед сегодняшним Евангелием; встаньте не только эмоционально, но делом, и когда увидите тарелку у дверей храма, дайте, дайте щедро, дайте всем сердцем, дайте так, как бы вы хотели, чтобы вам дали, если бы вы были на улице, незащищенные, одинокие, надеясь за пределом надежды или потеряв надежду на человеческое милосердие.

У нас несколько мгновений, чтобы сделать что-то бесконечно простое. Сделаем же, и пусть Божие благословение будет со всяким, кто сделает что-то: не просто немножко, но столько, сколько возможно, чтобы другой человек остался в живых, чтобы он мог дышать, а не пропасть. Аминь!

Источник

Слово в неделю 13-ю по Пятидесятнице. Притча о злых виноградарях

Иерей Константин Мануйлов

Сегодня Святая Церковь предлагает нам притчу, которую рассказал Господь. В ней повествуется о неком хозяине, который создал виноградник и призвал в него делателей, то есть людей, которые должны возделывать его. По созревании плодов виноградари должны воздать должное хозяину, оставив себе то, что заработали.

Все мы не раз слышали эту притчу и знаем, что под делателями Господь подразумевает народ иудейский. Тот народ, который был уверен, что владеет истиной и праведно ведёт людей к Богу. Но народ этот обманывался. Не принося плодов покаяния и добрых дел, он думал, что спасение заключается лишь в буквальном исполнении буквы закона.

Но если посмотреть с другой стороны, можно увидеть в этой притче иной глубокий смысл. Виноградник – это наша душа, которую Господь дал нам на возделывание. Эта душа не нами приобретена, она – дар Божий. Через таинства крещения, миропомазания, другие прикосновения к нашей жизни, Господь удобряет виноградник нашей души, даёт ему свет и тепло. Он создаёт все условия, лишь бы хозяин не ленился, возделывал душу, и приносил плоды от своих дел Тому Единственному, Кто подал ему этот великий дар.

Но, что же мы видим, взирая на свою жизнь? Душа наша должна быть соблюдена нами в чистоте и непорочности, мы должны пронести её как дар Божий через всю жизнь и приобрести плоды для себя и для Бога. Но когда приходят к нам испытания, которые посылает Господь, чтобы проверить истинность нашей веры, мы оказываемся неверным. Если прогневляют нас другие люди, вместо того, чтобы погасить в себе гнев и воздать добром за зло, как заповедано нам, мы вспыхиваем гневом и платим той же монетой. Тем самым мы отвергаем посланных к нам, тех, кто пришли взять плоды наших добрых дел. Вместо того, чтобы дать им наши плоды, мы побиваем их камнями и прогоняем их, а некоторых даже убиваем. Иногда придёт к нам добрый помысел и стучится в сердце, говоря: «помоги нуждающемуся, подай милостыню, сходи в храм», но мы не слушаем и тем самым отвергаем Господа, побивая камнями посланных от Него. Поэтому мы всегда должны помнить, что притча эта не только о народе иудейском, но о нас самих, если мы своими грехами отгоняем посланных к нам от Бога для нашего искушения, для проверки нашего благочестия.

Напоследок, в этой притче говорится о том, что камень, который отвергли строители – есть глава угла в строении дома. Исполнение заповедей Божьих – основание нашего дома, нашей Церкви и нашей души. Той самой души, которую Господь отдал нам для возделывания, чтобы она возросла здесь, на земле и стала достойной пребывать в Царствии Небесном. Мы с вами должны каждую притчу, каждое евангельское слово всегда примерять на себя. Если примерив его, я увидел своё недостоинство, то должен отвергнуть злые помыслы и те дела, которые мешают мне идти в Царствие Небесное. Если я стал ленив, если неблагоговейно отношусь к службе Божьей, к святыне, тогда я должен с гневом отвергнуть всё это от себя и постараться употребить все силы на то, чтобы идти к Богу. Если я это делаю, то Господь обязательно поможет мне избавиться от всех моих недугов духовных. Но если я расслабленный, если я гоню прочь добрые помыслы и не стараюсь чтить службу Божью, значит я прогоняю посланных ко мне, я убиваю их. И тогда для меня звучат страшные слова о том, что придёт Он, и изгонит прочь тех, кто не отдавал ему плодов во время, а виноградник свой вручит другим делателям. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Проповедь на Преображение Господне

Иерей Павел Телегин

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

О событии, которое мы называем Преображением Иисуса Христа, повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания, Христос взял троих апостолов – Петра, Иакова и Иоанна и вместе с ними поднялся на гору в Галилее. Согласно Преданию это была гора Фавор. Там, во время молитвы Господь преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним о грядущем Страдании на Голгофе. В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился к Иисусу Христу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осенило светлое облако, из которого раздался глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Сам Бог-Отец в Духе Святом сказал им: «Сей Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Поэтому праздник Преображения можно считать и праздником Богоявления, откровением всех Лиц Святой Троицы.

Подчас невыносимо для веры видеть как Сын Божий распинается. В то время люди видели в Мессии мирского царя, может быть военного лидера, который придёт с мечом в руках и освободит их от захватчиков. Образ Мессии никак не вязался с мученичеством. Для того, чтобы укрепить веру апостолов и показать им, что Сын Божий добровольно идёт на смерть, Господь Наш Иисус Христос преобразился. Он показал ученикам всю Славу Божию, которую они могли увидеть и не умереть. Свет, которым просиял Христос, Святитель Григорий Палама называет «Славой Божьей» и «Царством Божиим».

Явив Славу Свою, Господь как бы приоткрывает тайну, предвосхищая будущее Преображение всего человечества. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Путь к этому Преображению лежит, прежде всего, через молитву, через богомыслие, и через труд. Как Господь с учениками поднялся на гору, так и мы должны оторвать от всех земных привязанностей свой ум, сверх меры загруженный земными и суетными мыслями о хлебе насущном, и взойти на гору богомыслия. Гора указывает на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве. Фавор по-еврейски означает «чертог чистоты и света». Господь тем самым указывал своим ученикам, что для принятия Божественного Света так же необходимо очищение покаянием.

Давайте почаще думать о Боге. Едем в автобусе, стоим в очереди - вместо того, чтобы смотреть по сторонам, осуждать людей, лучше подумаем о том, как велик Господь, как Он милостив, и что Он готовит всем любящим Его. Богомыслие – это путь ко Христу, путь к Преображению.

Путь Преображения – это труд, который смиряет человека. В первую очередь, труд молитвенный, труд покаяния. Нужно трудиться, нужно понуждать себя к молитве и конечно, крест свой нужно нести. Путь ко Христу лежит через самоограничение, через пост. Этот путь, который нам указывает Сам Христос на горе Фаворской, доступен каждому. Единственное, что необходимо для того, чтобы следовать им – верность. Тогда Господь дарует свет Преображения каждому из нас.

Святые отцы учат, что Преображение – залог нашего спасения. Если человек здесь не преобразится через добродетели богомыслия, молитвы, воздержания и покаяния, тогда и Царство Божие будет ему недоступно. Поэтому Преображение – праздник всех христиан. Мы все призваны к Преображению, и в этом наше единственное счастье. Мы пришли на эту бренную землю, чтобы через крест наш, через страдания телесные, и те страдания, которые мы несём по своим грехам, возрасти и прийти к Преображению. Через умирание для греха мы должны восстать не такими как были, не плотскими, а духовными. Это и есть личное Преображение благодатью Божией. Вера в то, что эта цель достижима, что Преображение человеческой природы возможно – важнейший момент христианского учения о человеке.

В этот день по традиции мы освящаем плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, – яблоки. Поэтому, вкушая эти чудесные земные плоды, которые мы освящаем сегодня, будем благодарить Его и за Преображение всего нашего естества, которое совершает в нас Господь, Его же Царство и Сила и Слава, во веки веков. Аминь.

Страница: 1| 2| 3| 4| 5|