На благоустройство Спасской церкви
Проповеди

 

Страница: 1| 2| 3| 4| 5|

Проповедь в день празднования памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, первоучителей и просветителей славянских

Иерей Павел Телегин

Господь возжигает свои светильники не для того, чтобы под спуд ставить, но для того, чтобы они горели и указывали путь ко Христу. Каждый чин святости горит одним и тем же светом, светом Христовым, но горит по-своему. Просветители славянских племён Кирилл и Мефодий, монахи, братья Солунские, как их называет Церковь, первыми указали путь будущему великому славянскому, православному народу. Тогда этому народу только предстояло создать великую русскую православную цивилизацию, потомками которой мы с вами являемся. И не просто указали путь, но впервые дали славянам испить из благодатной чаши Духа Святаго. Именно они создали азбуку, перевели для нас Святое Писание, научили молиться наших праотцев.

Наверняка, у славянских племён уже была простая письменность, достаточная для жизни. Но святые пришли к ним не для того, чтобы обустроить земную жизнь. Они пришли научить народ Слову Божьему. Монахи понимали, что учить Священному писанию, молитве, богослужению без глубокой письменности – всё равно, что писать вилами на воде. Поэтому, восприняв небольшой опыт славянских племён, и опираясь на греческие и римские культурные традиции, и с помощью Божьей, они сотворили свою азбуку, заложив тем самым фундамент уникальной русской, православной цивилизации. Цивилизация эта стоит до сих пор, и мы тоже питаемся плодами культуры, которая вышла из христианства, из Духа Святаго, напояющего человека и оживотворяющего весь мир.

В то далёкое время святые Кирилл и Мефодий проповедовали на земле, юридически относящейся к епархии римско-католической церкви. По закону, принятому в католической церкви, проповедовать можно было только на тех языках, на которых была сделана надпись на Кресте Иисуса Христа, то есть на еврейском, греческом и латинском. Святой Кирилл отвечал приступившим к нему немецким епископам: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..» Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, чудесным образом обретённые ими в городе Корсуни, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Состоя на военной службе, святой Мефодий, правил в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, в болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Прожив там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп. Младший брат, Кирилл был человеком большой учёности. Он получил образование вместе с царскими детьми. Кроме того, он уже имел опыт обращения в христианство хазарских племён и посрамлял тех, кто пытался обратить хазар в иную веру. До нас дошёл один случай из его жизни. Зная, что Кирилл будет проезжать по некой деревне, враги веры изобразили нечистых духов на дверях тех домов, в которых жили христиане. Затем они подступили к святому с лукавым вопросом: «Как ты думаешь, кто живёт в этих домах?» Кирилл ответил: «Разве вы сами не видите, что здесь живут христиане. Бесы не могут войти в их дома и остаются снаружи».

Много скорбей и трудов перенесли Кирилл и Мефодий, для того чтобы мы с вами могли познать Бога. Мы во многом обязаны им тем, что называют культурой. Значение её трудно переоценить, ведь культура становится частью нашей личности. Она растворена в воздухе, которым мы дышим, не замечая его, как нечто должное. Но попробуйте отнять у человека воздух… Между тем, мы искажаем свой язык. Пусть разговорный, но всё-таки он берёт начало от церковно-славянского языка. Мы меньше стали читать классическую литературу, и всё больше смотрим телевизор. В последнее время говорят даже о необходимости провести реформу русского языка, которая упростит правописание, и облегчит обучение детей в школах. Но к чему она приведёт? Ведь с изменением языка меняется и душа человеческая. Господь наш, Иисус Христос – это Бог Слово. Без слова ничто не может существовать, и если слово деградирует, теряет своё подлинное значение, упрощается и личность человека, который является носителем этого слова. Личность становится плотской, потребительской, уподобляясь животной, бессловесной твари. Меняется душа всего народа.

Нельзя пренебрегать значением слова, это понимали святые Кирилл и Мефодий, это понимали святые отцы. Посмотрите, как люди изъяснялись совсем недавно, в 18 веке. Огромное значение придавалось письму до вхождения в нашу жизнь компьютера. Почерк – это зеркало души человеческой. Психологи по почерку могут многое рассказать о человеке. Если мы начнём обращать внимание на свой почерк и следить за ним, поверьте, сразу появятся изменения и в душе. Казалось бы, какая разница, как ты пишешь? Но форма тоже имеет значение. Если мы придём в храм в грязной, неопрятной одежде, нам будет очень неудобно. Потому что душа наша святая стремится к полной чистоте, и внешней и внутренней. Святитель Филарет Московский не мог терпеть даже пятнышка на своей одежде. Прежде всего, это говорит о его внутренней требовательности к чистоте своей души. Если мы будем обращать внимание на свою речь, почерк, конечно, не отдавая им главнейшего значения, но и не пренебрегая этими вещами, тогда мы сможем сохранить и Дух. Потому что Дух творит форму по себе. Культура начинается с мелочей. С того, что человек читает и смотрит, как он пишет, выражает свои мысли.

Если бы святые равноапостольные Кирилл и Мефодий не следили за формой, никогда не смогли бы они передать Дух Святой целому народу. Они создали форму – азбуку, письменность, для того, чтобы туда вместилась безграничная Благодать Божья. Конечно, это было возможно только при помощи Духа Святаго, ибо Дух творит себе форму. Мы храним этот язык и служим на нём, потому что он является как бы драгоценным сосудом, хранящем в себе сокровище

Есть очень интересная притча. В одном селе почитали благовонное, святое миро. Это миро хранилось в глиняном сосуде, внешне некрасивом и ничем не примечательным. Через определённое время этот сосуд с молитвословиями обносили вокруг села. Однажды приезжий человек увидел это действо и удивился: «Зачем вы носите сосуд? Разбейте его, чтобы не воздавать ему чести, которая подобает одной лишь святыне». Но люди справедливо ответили, что разбив сосуд они потеряют и сокровище, которое в нём хранится. То же самое можно сказать о нашем языке, который хранит в себе сокровище нашей культуры. Начав разрушать его, мы потеряем и то, ради чего он создавался - свою культуру, и веру. Да не будет так! С этого года день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей славянских является государственным праздником. Конечно, такие события не происходят «просто так», а лишь по молитве наших небесных покровителей. Будем же молиться им, чтобы они и дальше не оставляли нас, потому что святые Кирилл и Мефодий являются первыми заступниками нашей культуры, нашего языка. Им слава, а Господу Нашему честь поклонение во веки веков. Аминь.

Проповедь на Евангельское чтение о Слепом. День Победы

Иерей Константин Мануйлов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Евангельское чтение о Слепом слышали мы в шестое воскресение по Пасхе, которое выпало на 9 мая, День великой Победы нашей страны. Вы, наверное, заметили, что первые седмицы после Пасхи, Святая Церковь напоминает нам то о расслабленном, то о слепом, то о других болезнях человеческих, тем самым, указывая, что все мы с вами духовно больны. Если мы захотим, эти притчи помогут нам более серьёзное внимание обратить на свою внутреннюю жизнь.

Сегодня мы вспоминали одну из таких притч. Господь, вышел из храма, где фарисеи обвинили Его в богохульстве и хотели побить камнями. Очевидно, где-то неподалёку от храма Господь увидел человека слепого и обратил на него внимание, потому что ученики, указав на него, спросили: «Господи, за чьи грехи страдает этот человек? Родители его согрешили или сам он виноват?». Недоумение апостолов понятно. За какой грех может страдать младенец, рождённый слепым? За какие грехи родителей может страдать ребёнок, неся такую страшную болезнь? Даже представить себе сложно, как чувствует себя человек, который никогда не видел солнца, травы, других людей. Мир вокруг себя он ощущает только приблизительно, не понимая в полной мере, что происходит вокруг него. Ученики, наверное, тоже недоумевали, почему за грехи родителей такое великое наказание несёт человек. Ветхозаветный Закон был суров и он гласил: если у человека сложности в жизни, значит, он сам согрешил, либо кто- то из его родственников, и потому наказание неотвратимо упало на его голову.

Но изумляются ученики ответу Господа. Он говорит, что ни родители слепого не согрешили, ни сам человек. Всё это послано ему, чтобы на нём исполнилась Слава Божья, и стали видны великие дела Божьи. Как это нужно понимать? Человек более 38-и лет страдает, казалось бы, ни за что. Но мы с вами видим Милость Божью и понимаем, что человеку нужны страдания для того, чтобы он не впал в какой-нибудь грех. Нужны страдания, для того, чтобы Пришествием Божьим он исцелился не просто физически, но духовно. Важно, чтобы душа его была спасена и не погибла в стремлениях мирских. Перестрадав столь долго, человек особенно оценит дар Божий. Мы с вами порой не ценим то, что имеем от Бога. Кто из нас задумывался, насколько великий дар – зрение. Мы пользуемся им как чем-то привычным, естественным. А ведь это величайший дар, и даже представить себе трудно, что случится, если мы его потеряем. И вот, слепому человеку даётся этот дар.

Мы слышим дальше, как Господь говорит: «Я должен делать дела Божьи». Но какие дела Божьи? Вернёмся к началу истории человечества, когда был сотворён человек. В Книге Бытия мы читаем, как взял Бог персть земную и сотворил из неё человека. Показывая образно, что стоит здесь не просто пророк или кто-то ещё, но Сам Бог, Который творил этот мир в начале веков, Иисус Христос берёт персть земную, смешивает её со своею слюной, мажет слепому глаза и дарует ему зрение. Гораздо проще человека исцелить, если у него было зрение, а потом пропало. Но зрения у евангельского слепого не было, и может быть, даже не было глаз, Евангелие молчит об этом.

И после этого Господь отправляет его умыться в купели Силоам, что значит «посланный». Ничего не делает Бог случайно, и это действие, как и название, можно трактовать двояко. С одной стороны, Господь посылает человека. Но с другой, Он и Сам послан в этот мир, чтобы спасти человека. Умывшись в купели Силоам, прозрел слепец, и открылись у него глаза. Радостный он приходит назад, но люди, видя его, не узнают и не могут поверить что это тот самый слепой. Ведь больше всего о человеке говорят глаза. Бывает так, что мы не видели кого- то очень долго, и встречая снова, не можем узнать, потому что он изменился. Но стоит посмотреть в глаза, и узнаёшь человека. У евангельского слепого не было зрения и может быть, не было видно глаз. Прозрев, он наверняка сильно изменился, так что многие сомневались, тот ли это слепец. Но сам он свидетельствует о себе, что это в самом деле он, и он прозрел. И тут же он объясняет, как случилось, что очи его раскрылись: «Человек по имени Иисус помазал брением очи мои, и они раскрылись». Видя величайшее чудо, люди ведут его в храм, потому что явленное чудо должны подтвердить те, кто служит Богу.

Но законники, узнав каким образом он исцелился, не хотят прославить Бога и признать Господа Нашего Иисуса Христа. Потому они пытаются найти лазейку, лишь бы не связать это чудо с Иисусом Христом. Они стараются увести человека от Христа. Выслушав, как всё произошло, одни говорят, что Человек сей не от Бога, потому что не хранит субботы. Но другие отвечают, что без Бога никто не сможет творить такие дела. Между законниками возникает распря, они не могут договориться даже между собой, и снова спрашивают у исцелённого: «Ты сам как думаешь, кто этот Человек?». Слепой, видя их споры, прозревает не только глазами, но отчасти и душой, и говорит: «Этот Человек – пророк». Тогда фарисеи решили призвать родителей, чтобы те подтвердили, действительно ли это их сын, и был ли он рождён слепым. Таким образом, искушают даже родителей. И родители испугались, и ушли от прямого ответа, сказав, спросите у него самого, как он прозрел.

В конце концов, фарисеи так и не нашли ничего, чтобы обвинить Господа. Однако они уже договорились считать отлучённым каждого, кто признает Его Христом, и потому говорят: «Воздай хвалу Богу, мы знаем, что этот Человек – грешник». Хотя только что рассуждали и ни одного греха в Нём не нашли. Уже прозрев окончательно, бывший слепой, говорит: «Удивительно, что вы не знаете Его. Вы знаете закон, и не знаете этого Человека». Тогда прогнали его, потому больше нечем было убедить человека и отвести его от Бога.

Узнав, что прогнали его фарисеи, Господь находит исцелённого в храме и говорит ему: «Веруешь ли в Сына Божьего?». Человек отвечает: «Кто сей?». И Господь говорит: «И видел ты Его, и говорит с тобой». «Верую, Господи», - ответил человек и поклонился Ему.

Большинство из нас тоже рождены в слепоте. Не видя Господа, не зная Его, не общаясь с Ним, не будучи приобщены к церковной жизни, мы с вами были слепы. Не могли мы оценить мир в той красоте и гармонии, в которой создал его Бог. Но вот Господь приходит к нам и открывает наши очи и сердца. И вот мы в храме Божьем, и хоть немного приоткрылись очи наши. Но всегда в нашей жизни, дар должен быть заслужен, его нужно суметь сохранить.

Как только слепому дан дар прозрения, немедленно на него напали силы, которые не хотели, чтобы он знал, что Бог близок, и Он любит человека. Всячески они пытались убедить прозревшего, что Господь Наш Иисус Христос не причастен к его исцелению, что Он - просто человек, и даже грешник. Но устоял слепой, потому что понял сердцем, что такое великое чудо мог совершить только Сам Бог. Мы с вами должны понимать, что наша вера – тоже величайшее чудо и откровение. Господь действительно посетил нас, это Он открыл нам глаза. Не приходит человек сам в Церковь, Господь его приводит. Поэтому, видя Его руку, давайте устоим от всех напастей, которые пытаются воздвигнуть на нас силы зла и любыми путями осквернить или очернить Его Святое Имя.

Знаменательно, что в этот день мы так же отмечаем величайший праздник нашей страны – День Победы. Давайте вернёмся в историю и вспомним, что было с нашей страной накануне Великой Войны. Эта война началась в тот день, когда безбожная власть решила окончательно расправиться со Святой Церковью. На 22 июня было назначено старостам всех последних действующих храмов Москвы, принести ключи и сдать администрации. Таким образом, власть намеревалась разделаться с Церковью и религиозной жизнью своего народа. Только величайшая трагедия страны помешала осуществиться этому страшному плану. Многие историки, особенно православные, говорят о том, что эта страшная война стала величайшим духовным и церковным подъёмом. В этот момент люди шли в храмы и храмы не вмещали всех прихожан, которые вдруг осознали, увидели, что перед лицом страшной угрозы не может человек устоять без Бога.

Поэтому действительно, время Великой Отечественной Войны сравнивают со вторым Крещением Руси. Давайте и сейчас, вспоминая всех погибших на поле брани, будем видеть и понимать Промысел Божий. Через величайшее зло и страдание, всё- таки огромное благо было сотворено Богом с нашей страной. Возродилась Церковь, открылись храмы. И люди снова ожили духовно, смогли устоять и пронести веру через все испытания до наших дней. Давайте будем стараться устоять от всех искушений, воздвигаемых на нас силами зла, чтобы каждый из нас, на вопрос Бога: «Веруешь ли в Сына Человеческого?», откликнуться: «Верую, Господи!», и поклониться Ему. Аминь.

 

Проповедь на Евангельское чтение о расслабленном

Иерей Константин Мануйлов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В четвёртое воскресенье по Пасхе Святая Церковь предлагает нам Евангельское чтение о расслабленном. Ходя со своей проповедью по земле Иудейской, Господь Наш Иисус Христос приходит на особое место, называемое Овчая Купель. По преданию, в воде этой купели хранилось Древо Креста Господня, на котором Он был распят. Поэтому Ангел Божий время от времени сходил с Неба и, омывая это Древо, возмущал воду. Прикосновение Божественной Благодати давало воде великую силу, так что каждый болящий, страждущий человек, который первым успевал сойти в эту воду, исцелялся от любого недуга.

Пришёл Господь к этой Купли и увидел множество лежащих у воды больных. Среди них был человек, который в расслаблении лежит 38 лет. Расслабление – это паралич, когда человек либо не может двигаться вообще, либо частично не владеет своим телом. В таком состоянии евангельский расслабленный провёл 38 лет, большую часть свое жизни. Ни от кого не мог получить он исцеления. Почему же он пришёл сюда? Когда Господь задаёт ему вопрос: «Хочешь ли исцелиться?», человек отвечает: «Хочу, Господи. Но нет у меня человека, который мог бы меня опустить, когда вода возмущается». Находясь в параличе, человек понимал, что сам он не может сойти в воду. Но вера его, в то что исцеление всё-таки возможно, несмотря ни на что, держала его возле этой купели достаточно долго. Видя эту веру и смирение, Господь сжалился над ним и одним словом Своим исцелил расслабленного от болезни.

Потом Он велел расслабленному взять постель свою и идти. Расслабленный, по слову Его, взял свою постель и пошёл. Но это был день субботний, когда по закону иудейскому ничего не следовало делать. Фарисеи, видя, что человек носит свою постель, возмутились и сказали: «Не должно сейчас работать». Никого не интересовало, что человека посетила величайшая милость Божья, что он исцелился от болезни, когда надежды на это уже не было. Поэтому человек отвечает: «Тот, Кто исцелил меня, сказал мне: «Возьми постель твою, и иди»». Эти слова показывают его великую веру. Живя в Иудее, наверняка он тоже знал Закон, который запрещал работать в день субботний. Однако, видя величайшее чудо, он сердцем понял что Господь – не просто человек, это Тот, Кто выше Закона, Тот Кто создал Закон. Чувствуя это своим сердцем, расслабленный выполняет Его заповедь. Раз совершилось такое великое чудо, значит, перенести свою постель не будет каким то особенным прегрешением. Расслабленный не знал, Кто исцелил его, потому что очень быстро Господь растворился в толпе, не выставляя на показ Своё величие. Но, встретив его в храме, Господь говорит ему: «Исцелен ты, но не греши более, чтобы не было тебе ещё хуже».

Что мы с вами можем увидеть в этой притче? Каждый из нас – расслабленный. Каждый из нас пребывает в греховности. Настолько далеко история человечества ушла от Бога, что порой у нас даже нет сил, двинуть рукой или ногой, чтобы как- то избавиться от своих грехов. Но если мы ищем смирения и ждём Благодати Божьей, той самой, которая когда-то сходила на воду Овчей Купели, мы находим Её. Она сходит на нас на службе Божией, в Таинстве Святого Причастия. Через Тело и Кровь свою Господь даёт нам Благодать исцеления. Это величайшая сила, которая способна растопить любой грех, исцелить от любого недуга, подать нам здравие, по нашей вере или по нашему смирению. Но приступая ко Святому Причастию, мы должны помнить величайшие и страшные слова, сказанные расслабленному во время второй встречи. «Иди и не греши больше, чтобы не было тебе ещё хуже, чем было до того, как коснулся тебя Господь». Наша с вами жизнь – следствие наших грехов, следствие нашего нерадения, нежелания исправиться. Когда нас посещает Господь, Он даёт нам силы, чтобы мы могли избавиться от этого. Как часто мы не используем эту силу, отбрасываем от себя, или ещё хуже – презираем, и снова делаем то же самое. Если я совершаю проступок по немощи, не имея силы преодолеть грех, я могу спокойно припасть к Господу и сказать: «Господи, прости меня. Я всё делал, но не хватило сил…». Но если мне дана была эта сила, но я отнёсся к ней нерадиво, отбросил от себя и не воспользовался, ответ будет очень страшным. Потому что на Суде Господь скажет, что всё у нас было, всё Он дал нам, но мы сами не воспользовались. Поэтому каждый из нас должен всегда смотреть в свою душу. Подходя ко Святыне, я должен давать себе отчёт, для чего я принимаю Святыню, и что я буду с ней делать? Буду ли я всем сердцем с Богом, начну ли борьбу со своей греховностью, буду ли побеждать её всей силой, которую дал мне Господь? Или развернусь и уйду, и буду совершать грехи, как и прежде? Если я пренебрегаю Великой Святыней, значит, это мне говорит Господь: «Не греши, иначе будет тебе хуже, чем прежде». Расслабление зайдёт настолько далеко, что невозможно будет вернуться, и это приведёт к смерти, физической и духовной, то есть вечной смерти.

Поэтому, приходя к Великой Святыне, давайте помнить, что каждый из нас принесёт ответ перед Богом за все свои действия. Каждый из нас грешен, но если мы не прилагаем силы к исправлению, тогда мы не достойны прикосновения Господа Нашего Иисуса Христа. Так давайте стараться с сыновней любовью приходить к Нему и просить помощи, но и прикладывать свои усилия. Однажды к святому Варсонофию пришёл молодой инок и просил: «Помолись обо мне, Отче, чтобы я избавился от своих грехов». Святой ответил: «Я всю душу положу за тебя в своей молитве. Но если ты не приложишь к этому своих усилий, ничего не получится». Благодать Божья даётся нам в помощь, но мы должны прикладывать свои усилия, чтобы Она расцвела пышными цветами райского сада, и привела нас в Царствие Небесное. Аминь.

Проповедь в неделю Антипасхи

Иерей Константин Мануйлов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Первое воскресенье после Пасхи особенное. В церковном календаре оно обозначено как Антипасха. Мы привыкли воспринимать приставку «анти» в значении «против». Но с греческого языка она переводится как «вместо». То есть Антипасха – значит «вместо Пасхи». Точно так же, когда мы вкушаем антидор, мы вкушаем его «вместо дара». Кто не причастился, в утешение вкушает кусочек от той просфоры, которая была даром.

Итак, сегодняшнее воскресенье – «вместо Пасхи». Почему такое значение оно имеет в христианском мире? Сегодня Святая Церковь предлагала нам евангельское чтение, которое повествует о том, что апостолы после распятия Христа были в страшном недоумении и боязни. Видя, что Христа иудеи распяли и убили, апостолы понимали, что и с ними самими эти люди могут поступить также. Поэтому, они собрались в горнице, не зная что же делать дальше, пребывая в страшном смятении. Апостолы закрыли двери, но и сквозь затворённые двери к ним вошёл Воскресший Господь. Этим эпизодом евангелист хочет нам показать что Господь был в обновлённой плоти. Такая плоть по Воскресении будет у каждого человека, и этой плотью Христос прошёл камень, когда воскрес во гробе.

Войдя в горницу Он приветствовал апостолов словами: «Мир вам», желая успокоить своих учеников. Они действительно были в недоумении. Они были с Ним во всё время Его проповеди, три с половиной года ходили они за Христом по Иудее, слушали Его наставления, видели величайшие чудеса. Хождение по водам, исцеление страшных болезней, например проказы, которую до сих не может исцелить наука. Апостолы видели воскрешение мёртвого Лазаря, который четыре дня пробыл во гробе, и по слову евангелистов, «уже смердел», то есть тело его запахло. Видя эти великие чудеса, поверили апостолы, что это Мессия, Спаситель, который пришёл спасти весь народ. Но, как и все иудеи, апостолы ждали воинствующего царя, такого как царь Давид, который сильной рукой взял власть и привёл свой народ к благоденствию. Так и апостолы надеялись, что Иисус именно тот Царь.

Но вот Христос предан, распят и убит. Все надежды апостолов посрамлены, ведь по человеческим понятиям ничто не может быть хуже смерти. Они сидели в этом недоумении, вспоминая все великие чудеса, и не могли понять – как же Он мог погибнуть? Святые отцы говорят, что некоторые монахи переживают такое состояние, достигая высокого духовного совершенства. Но человек не в силах иной раз пройти через эти страдания духовные и душевные, своими глазами видя великие чудеса и останавливаясь перед непостижимостью человеческой смерти.

Но вот апостолы видят Христа живым, и радость охватывает их. И вдруг опять с ними что то происходит, потому что Господь второй раз говорит: «Мир вам». Святые отцы предполагают что в этот момент они вспоминают свои согрешения. Все они в какой то степени отреклись от Него. Кто- то убежал в Гефсимансом саду, кто-то отвергся прилюдно в претории, и так далее. Видя славу Божью, апостолы вдруг видят свои грехи, и наверняка смущение пришло в их души. Тогда Господь снова ободряет их, повторяя: «Мир вам».

Следом говорит Господь очень важные слова: «Как Отец послал Меня, так и Я посылаю вас. Приимите Духа Святаго». О каком Духе Он говорит? Святые отцы учат, что речь идёт о благодати священства, потому что следующие слова звучат так: «Кому отпустите грехи, тому отпустится, а кому оставите, тому оставятся». Основываясь на них, каждый священник, отпускает вам грехи на исповеди. Не может человек сам простить себя, прощение ему может быть только от Господа. Слыша эти слова, мы понимаем, что через благодать священства, Господть прощает человеку его грехи. Потому что Господь не лжец, и никогда не отвергнется своих слов, и если Он сказал «отпустится», значит он прощает тех, кто исповедует свои грехи с чистым сердцем и с покаянием.

Но дальше мы видим, что один из апостолов не присутствовал с ними. Это был Фома. Сложилась даже поговорка «Фома неверующий». Действительно, эта поговорка имеет евангельское происхождение. Другой вопрос, был ли неверующим Фома? Потому что перед тем как пострадать Господу, произошёл другой случай. Заболел Лазарь и призвали Господа прийти к нему в Виффанию. Все апостолы стали говорить о том, как опасно идти туда, ведь совсем недавно иудеи собирались убить Господа. И только один апостол Фома из всех двенадцати сказал: «Пойдём в Виффанию и умрём вместе с Ним». Видя это великое дерзновение и веру, мы понимаем, что был он верен Богу. Но видя все страшные события, Фома конечно не знал, как к ним относиться. Он готов был умереть за сильного Царя. Но Царя убили, и Фома не знал как поступать и как верить.

Поэтому, когда рассказали апостолы о том что видели Воскресшего Христа, Фома ответил, что не поверит, пока сам не потрогает раны Его. Через неделю опять все собрались в комнате за затворёнными дверями «ради страха иудейска». И снова пришёл к ним Господь, и призвал Фому, чтобы он потрогал раны Его и вложил руку в ребра Его. «Не буди неверен, но буди верен», - обратился Господь к Фоме.

Почему же именно это воскресенье мы празднуем «вместо Пасхи»? Потому что уверившись, Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Он исповедовал Иисуса Христа Богом. Ни один из учеников не сказал таких слов. Даже верный Пётр, зная, что Он -Спаситель, ешё не признавал Его Богом. Фома же понял, ощутил что перед ним тот Бог, который сотворил мир, который водил народ Израильский в пустыне, тот Бог, который подал все блага людям, и это тот Бог, которого распяли иудеи. Исповедание Фомы было великим откровением для всех людей и для нас с вами это уверение того, что вера наша истинна.

Дальнейшие слова Господа уже относятся к нам самим. Господь сказал: «Ты уверовал в Меня, потому что увидел Меня. Блаженны те, кто не видя Меня уверуют». Господь говорил о тех многочисленных поколениях людей, которые придут к вере христианской значительно позже евангельских событий. Это и мы с вами. Наша вера основана на апостольских словах, на Святом Евангелии, на предании, на личном опыте. Но никто из нас не видел Господа, не влагал рук своих в Его раны. Но блаженны не видевшие и уверовавшие.

Часто мы с вами впадаем в неверие. Часто смотрим и не можем понять, почему на нас наваливаются скорби и беды и начинаем роптать. Но именно тут мы должны обратиться к этому евангельскому чтению. Невозможно призвать Господа, чтобы прикоснуться к Нему руками. Но каждый из нас может призвать Его в молитве и попросить, что бы Он помог нам в трудной ситуации, чтобы Он исцелил наши болезни. Если мы с чистым сердцем попросим Его помощи, будьте уверены, что никогда никакое слово Господь не оставит забытым или не откликнется на него своим благодействием. Дай нам Бог в этой ситуации не усомниться, сослаться на какие то совпадения, или естественные причины, по которым исправилась ситуация. Раз мы обратились к Богу, значит Он помог нам, и теперь взирает на нас, говоря: «Не буди неверен, но буди верен». Аминь.

Страница: 1| 2| 3| 4| 5|