На благоустройство Спасской церкви
Проповеди

 

Страница: 1| 2| 3| 4| 5|

«Верую, Господи. Помоги моему неверию». Проповедь на воскресное Евангелие.

Иерей Константин Мануйлов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Вот и миновала середина Поста, очень быстро мы движемся к великому событию – Воскресению Христову. Но пока Пост не закончен, Святая Церковь ещё и ещё раз призывает нас поразмыслить над своей жизнью. Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам о чуде, которое совершил Господь Наш Иисус Христос, проповедуя Святое Евангелие по земле Иудейской.

Спускаясь со своими ближайшими учениками с горы Фавор к другим ученикам, оставленным у подножия горы, что же видит Господь? Приступили фарисеи и ожесточённо спорят с учениками. Суть их спора состояла в следующем. Некто привёл к ученикам сына своего, одержимого духом немым и глухим. По-видимому, отец попросил учеников исцелить его, но не смогли ученики. Фарисеи и законники, видя это, приступили и стали их осуждать, а может быть и сомневаться в божественности или учительстве Иисуса Христа. И вот приходит Сам Учитель и задаёт им вопрос: «О чём спорите?». Он наверняка знал, о чём идёт спор, но для того, чтобы привлечь внимание спорщиков, и для того чтобы они сами для себя сформулировали ответ, Он задаёт этот вопрос. Тогда подходит к Нему человек, который привёл своего сына и говорит: «Господи, сын мой болеет недугом глухим и немым и скручивает его и бросает в огонь и в воду».

Тут же Господь говорит ключевые слова всей этой притчи, хотя они на первый взгляд кажутся даже немного отвлечёнными. Он говорит: «О роде неверный и прелюбодейный, доколе буду с вами?». Этими словами он показывает этому человеку, что именно его неверие стало причиной того недуга, которым болеет сын. Но отец не вразумился и не понял, о чём сказал ему Господь. Тогда Иисус Христос уточняет фразу, и задаёт наводящий вопрос: «Сколько времени болеет сын твой?». Отец отвечает : «С детства». Господь спрашивает это для того, чтобы отец сам понял, раз болеет с детства ребёнок его, значит, невиновен он в недуге своём, потому что не успел сотворить ничего нехорошего, за что наказал бы его Господь. Значит, причиной недуга стала жизнь родителей, то есть самого отца. Но опять не понимает и не принимает отец этих слов. Видимо, совсем изуверившись, он просто говорит: «Если что можешь, помоги нам». То есть мы видим, что у отца веры почти не осталось, потому что он видел, что ученики не смогли изгнать этого беса. Тогда Господь говорит последнюю фразу: «Если хоть сколько-нибудь веруешь, что можно исцелить, всё возможно верующему». В последний раз Господь показывает, что неверие отца послужило причиной недуга сына. И вдруг, коснулась благодать сердца отца и понял он, на что ему несколько раз указывал Господь. Тогда воскликнул он: «Верую Господи, помоги моему неверию!». Казалось бы, фраза состоит из взаимоисключающих утверждений, но она сказана от сердца. Человек хочет верить, но понимает, что веры его не хватает.

За это движение души Господь исцеляет его сына. Но обратите внимание, каким образом это происходит. «Приведите его ко Мне», - говорит Господь. Очень часто мы видим, что люди бесноватые и одержимые недугами духовными, сами не могут подойти к святости. Поэтому Господь и говорит: «Приведите его». Наверное человек упирался и не хотел идти к Нему, так что его пришлось силой вести нескольким помощникам. Когда привели, стряс его дух, затрясся человек, начал изгибаться и испускать пену. Наверное это было похоже на эпилептический, или какой то подобный припадок. И все увидели, как страшно он болеет. Господь сказал духу: «Изыди из него и больше не возвращайся». Ещё сильнее затрясся человек и вышел дух нечистый и человек сделался как будто мёртвый, то есть затих совершенно. Мы с вами видим, что духовная болезнь бывает настолько сильна, что сливается с телом человека. Если бы дух был непричастен к человеческому телу, не мог бы он оказывать такого влияния на тело. Мы должны понимать, что и тело наше участвует в нашем спасении, поэтому и к телу своему мы должны относиться достойно. Не коверкать его чем либо, не портить образ Божий, который задумал Господь для человека, не искажать его. Дух и тело очень плотно соединяются и друг на друга имеют особое влияние.

Но что же законники, которые всё это время стояли тут же? Они хотели бы и обвинить Господа, сказав что умер человек, но подошёл Господь к отроку и поднял его, и все увидели что он жив и здоров и дух злобы оставил его. После, когда Господь остался наедине с учениками, они спросили Его: «Почему же мы не смогли сделать этого чуда?». А ведь мы помним, что Господь дал им власть изгонять духов и исцелять всякий недуг. Тогда Господь отвечает им: «Дух сей изгоняется только постом и молитвою». Очень часто мы слышим разные голоса, которые утверждают, что не нужен пост нам с вами, не нужно нам труда внутреннего и внешнего для того, чтобы очистить душу свою. В ближайших церквах, например в католической, практически отсутствует пост, как воздержание. От мяса они воздерживаются всего два дня в году. Труд воздержания сведён до минимума. Но в этой притче мы видим конкретное указание Божье, что человек должен трудиться над собой. Он должен трудиться не только для того, чтобы достигнуть духовных высот.

Мы с вами очень часто бываем зависимы от духа злобы. Чаще всего он не живёт в нас, как в этом отроке. Но мы слышим его слова и поддаваясь ему, ввергаем себя в жар страстей, как тот отрок бросался в огонь. Ещё чаще мы поддаёмся неверию. Но сам Господь говорит нам: «Дух сей изгоняется только постом и молитвою». Пост нам даёт отречение от привязанностей земных. Что мешало тому самому отцу обрести веру? Он был привязан к земле и не обращал свой взор на небо. Так и мы часто привязываемся к своим страстям и не желаем от них отвергнуться. Это пристрастия к пище, к увеселениям, другим земным ценностям. При этом мы забываем и отвергаем Бога. Молитва нам даёт благодать Святаго Духа. Господь Сам приходит и воссоединяет нашу связь. Через общение с Богом никакой дух нечистый не может подступить к нам. Мы не слышим его в этом случае, а слышим Бога и стараемся сердца свои направить к Нему.

Ещё сегодня Святая Церковь вспоминает великого учителя Иоанна Лествичника. Однажды он сказал великие слова о том, что не будет Бог нас судить, если мы с вами не сотворим чудес или великих свершений. Но будет Он нас судить за то что мы не плачем о грехах своих. Почему он сделал такой упор на грех? Что же это такое, что так велико в глазах Божьих? Это наше отречение от Бога, предательство. Когда мы с вами говорим: не нужен мне Бог, буду поступать так, как сам считаю нужным. Очень сильно на это должен реагировать человек, от всего сердца должен видеть и понимать, что грех это то, что разлучает его с самым близким, великим и любящим Существом во вселенной – с Богом. Поэтому всеми силами мы должны постараться отринуть этот грех и сказать, не хочу я быть со грехом, а хочу быть с Богом и направить жизнь свою в праведность. Все мы с вами грешники. Но не в том суть, в каком состоянии мы находимся, а в том – куда мы стремимся. Взирая на это Евангельское чтение, ещё и ещё раз хотелось бы сказать от всего сердца: верую Господи, помоги моему неверию. Аминь.

 

Слово в неделю Крестопоклонную

Иерей Павел Телегин

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

По традиции, в конце третьей седмицы Великого Поста на особое место в храме выносится Крест для поклонения верующих. До пятницы он будет пребывать здесь, для утешения, подкрепления и утверждения нас в подвиге поста. Когда мы болеем, особенно если болезнь грозит смертью, мы готовы принимать любые, даже самые горькие лекарства, пойти на любые ограничения. Мы готовы быть послушными врачу, который даёт нам надежду. Но если мы готовы претерпеть всё это в болезни телесной, то ещё в большей степени, должны быть готовы принять тесноту и горечь, в болезни духовной. Однако грешный человек, подчас осознавая своё ужасное положение, всё равно бежит от того лекарства, которое даёт ему Господь. Он начинает стенать, оттого что это лекарство слишком горько, и просит чего-нибудь послаще.

Сегодня мы с вами слышали в Евангелии, как Господь говорит о лекарстве для всех нас. Он говорит о кресте. «И призвав народ с учениками Своими, сказал им: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Наш Врач, наш Учитель и Спаситель Иисус Христос не стоит в стороне, поучая нас. Он первым принимает это лекарство, первым проходит ограду из терний, которая отделяет нас от здоровья, от союза с Богом и Царствия Божьего. Босыми ногами Он переходит её, и с той стороны зовёт нас, говоря: «Я первым прошёл, посмотрите, колючки не так остры. Идите за Мной». Он не приказывает, а просто зовёт в надежде на нас. Но для того, чтобы пройти этим путём, человек должен отвергнуться себя. Говоря словами Апостола, человек должен распять на кресте своё ветхое тело, свой грех. Что это значит?

Вспомним, что первым отвергшимся себя человеком был Адам. Но он, по своей злой воле, отвергся от себя истинного, от Образа Божьего в самом себе. Скорее всего, Адам и не осознавал злобу и лукавство своего поступка , но он отрёкся по своей воле. От чего же Господь призывает отвергнуться нас? От себя самих? Нет. Он призывает отвергнуться от греховного в нас. Образно говоря, Он предлагает нам самим бросить в огонь прогнившее, источенное червями грехов дерево, и обратить внимание на новые зелёные ростки. Господь поможет нам вырастить их. Но если мы будем хранить эту труху, изъеденную червями, будем беречь в себе эту гниль, то по слову Господа, мы будем недостойны Его. Дальше Господь говорит: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её». Мы должны отказаться от прогнившей части своей жизни, от лжи в себе, лицемерия, прелюбодеяния, лени, всякой нечистоты и оставить лишь Образ Божий. Если мы этого не сделаем, то Господь, который сейчас наш Врач, потом станет нашим Судьёй.

«Возьми крест свой, и следуй за Мною», - говорит Господь. Распинание своих грехов – это и есть крест, которым мы спасаемся. Мы должны научиться себя ограничивать, и Пост нас этому учит. Мы должны научиться заграждать себе уста, когда из них рвётся оскорбление и негодование. Мы должны заставить замолчать сердце своё, которое трепещет от гнева и злобы. Мы должны ради Христа принять обиды и оскорбления, любую тесноту и лишения. Есть практики, которые учат «самоотвержению». Многие соблазняются этим говоря, посмотрите, йоги ограничивают и измождают себя, показывают чудеса аскетизма. Но всякое ли отвержение себя – путь ли за Христом, путь спасения души? Нет, путь за Христом, это путь смирения, путь отвержения своего греха. Путь же вне Христа, даже если внешне он выглядит как самоограничение, это всё равно превозношение себя, это путь гибели, путь гордости. Нельзя соблазняться такими практиками, потому что это не путь за Христом, а путь за диаволом.

Господь говорит, что душу свою спасёт тот, кто погубит её не просто «ради Него», но ещё и «ради Евангелия». Потому что Иисус Христос призывает не просто следовать за Собой, но ещё и исполнять заповеди Свои. Поэтому, если мы почитаем Христа, но не исполняем заповеди Его – мы лжецы. Если мы берём заповеди, и отрываем их от Христа как это делали либеральные гуманисты, мы выхолащиваем их и теряем Самого Бога, теряем Путь спасения.

Дальше говорит Господь: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» На самом деле, что важно в нашей жизни? Только Бог и наша душа. Как бы мы ни старались сами утвердиться в этом мире, или утвердить в нём своим ближним, например, устраивая своих детей, всё- таки нужно помнить, что самое главное – душа человеческая. Об этом мы узнаем на Страшном Суде, когда поймём что все наши дела и устремления здесь – ничто, если мы душу свою погубили. Господь говорит, кто хочет служить Богу и мамоне, тот себя обманывает. Не может человек служить двум господам. Поэтому человек должен выбрать служение Господу. Нет для человека ничего больше его души, потому что всё остальное тлен и останется здесь, в этом конечном мире.

«Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами», - говорит нам Евангелие. Почему Господь называет еврейский народ, отказавшийся от Бога, от подлинного служения Ему «прелюбодейным и грешным»? Как это относится к нам, русским? Когда человек принимает истинную веру, крестится, его душа обретает Жениха. В знак этого мы носим крестик, как символ верности Богу – Жениху нашему. Служение любому другому богу, идолу, бесу – это прелюбодеяние, измена. Любое служение своей страсти – это прелюбодеяние, измена Богу. Поэтому Господь и называет род сей прелюбодейным и грешным.

Может ли человек стыдиться в мире падшем самого Всемогущего Господа? Может ли человек стыдиться своих родителей перед животным? Нет, потому что никогда человек не будет равен животному. Как же мы можем стыдиться Премудрого перед глупыми, Прещедрого перед скупыми и завистливыми, Всемогущего перед слабыми? Но очень часто мы именно стыдимся Господа. Укрепляя нас в посте, Господь ещё раз говорит нам, что нельзя этого делать. По крайней мере, глупо стыдиться Бога перед этим падшим миром. Тогда и Господь отвергнется нас, постыдится нас на Страшном Суде, как и мы постыдились Его, любящего, милующего и спасающего нас.

Заканчивает Свои слова Господь великим утешением, и потому мы видим что это подлинный Учитель наш. Он не запугивает нас, не делает всё вокруг страшным, но даёт свет и надежду. «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Он говорит о людях, которые прежде смерти вкусят Славу Божью. Неужели не были этими людьми Апостолы, когда на них сошёл Дух Святой на десятый день по Вознесении Иисуса Христа? Неужели не испытал этого архидиакон Стефан, первый мученик, когда видел Славу Божью и Господа Иисуса Христа одесную Бога Отца? Неужели не испытал этого Георгий Победоносец, улыбаясь среди мучений оттого, что Сам Господь утешал его? Святые Отцы учат нас, что эти слова можно понимать несколько иначе. Ведь они были сказаны перед тем, как трое учеников Пётр, Иаков, Иоанн увидели Господа во Славе на горе Фаворской. Но эти два толкования не противоречат друг другу.

Все эти слова обращены к нам, хотя Господь говорил их перед своими учениками около двух тысяч лет назад. Нет ничего более сладостного, чем Царствие Божье. Это и здоровье человека, и смысл его жизни, и путь. А наш путь и есть Христос. Это путь сложный, тернистый, но Господь победил мир. Он первым прошёл его, отдав на растерзание Своё Тело. Наш удел – мученичество внутреннее, борьба со своим грехом, преодоление своего греха. Это и есть смысл нашей жизни и этому учит нас Господь в сегодняшнем чтении Евангелия. Этому учит нас Святая Церковь в третье воскресенье Великого Поста – отвергнуться своего греха и пойти за Христом, чтобы обрести новую душу для себя, для своих детей и всех своих потомков. Ибо из этой чаши благодати, если мы сумеем стяжать её, будут пить все наши потомки и вся Россия - Матушка.

Господу Нашему Слава во веки веков. Аминь

Прощёное воскресенье, заговенье на Великий Пост

Иерей Константин Мануйлов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня святая Церковь отмечает два очень значимых события. Сегодня вместе сплелись Сретенье Господне и воспоминание о Страшном Суде и заговенье на Великий Пост. Казалось бы, каждый год мы отмечаем те же самые праздники, те же самые события, воспоминания о жизни Иисуса Христа, Божьей Матери, святых угодников. Зачем, спрашивается делать каждый год одно и то же? Я расскажу вам притчу на эту тему.

Жили два подвижника, упражнявшиеся в молитве. Один трудился в монастыре, а другой в пустыне. Однажды встретившись, они решили вместе помолиться. Подвижник из монастыря к своему удивлению увидел, что пустынник стяжал непрестанную молитву. Он удивился и сказал: «Друже, как ты достиг этого? Меня научили святые старцы этой молитве. Но как же ты, живя в уединении, познал эту молитву?». Пустынник ответил: «Я молился и пребывал в Богомыслии, и за это Господь даровал мне непрестанную молитву». Святые Отцы постоянно старались пребывать в Богомыслии. Они вспоминали евангельские события. Святой Серафим Саровский в своей пустыньке в лесу имел даже несколько мест, которые были названы в честь особо значимых мест в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом, Серафим Саровский снова и снова воскрешал в себе память о соответствующих евангельских событиях и так пребывал в Богомыслии. Мы же с вами, занимаясь суетой мира сего, очень часто забываем об этом.

Святая Церковь каждый год в определённые дни напоминает важнейшие для нас события в жизни Господа нашего Иисуса Христа, Божьей Матери, святых угодников. Это сделано для того, чтобы вспомнив об этом сегодня, и мы хоть чуть- чуть прикоснулись к Богомыслию, вспомнили те величайшие точки отправления нашей земной жизни, которые помогают нам приготовиться к вечной жизни. Что же мы вспоминаем сегодня?

Исполнилось 40 дней младенцу Иисусу, и послушные закону Иосиф и Мария принесли Его в храм Божий, как и было предписано. Был же в то время, как гласит Евангелие, старец Симеон, праведный и благочестивый. Праведный, то есть старавшийся соблюдать свою совесть в чистоте, и благочестивый, значит благоговейно относящийся к святыне, храму и богослужению. В этом состоянии пребывал человек, и Дух Божий был на нём. Ведомый Духом, старец пришёл в храм. Как гласит предание, старец Симеон прожил около 300 лет. Не случайно были так длинны его дни. Однажды, будучи в числе 70 толковников, он переводил Священное Писание на другой язык, по просьбе язычников. Дойдя до предсказания о том, что Дева родит сына, Симеон подумал, что это какая- то ошибка, и хотел исправить её, написав «жена родит сына». Но Ангел Божий остановил его и сказал, что ошибки нет, а за то, что Симеон усомнился, он будет жить до тех пор, пока своими глазами не увидит, как исполнится Слово Божье. Симеон всю жизнь ждал исполнения этого пророчества. Слово Божье сбылось, когда родился от Девы Господь Иисус Христос.

Иосиф и Мария принесли Его в храм, и по призыву Духа Святаго пришёл туда и праведный Симеон. Духом прозрев, что это Господь, Симеон Богоприимец сказал слова, которые мы повторяем на каждом богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое…». Дух Святый был на нём, и святые слова, которые он произнёс, слышали все израильтяне. Симеон Богоприимец исповедовал в младенце Великого, Всемогущего Бога. Что для нас с вами младенец? Это образ чистоты, но и образ беспомощности. Смотря на маленького ребёнка мы видим, насколько он немощен. Эту немощь увидел праведный Симеон, но при этом он Духом прозрел, что это одновременно Всемогущий Бог, который сотворил небо и землю и всех нас.

Была при храме святая пророчица Анна. Священное Писание говорит нам, что будучи от девства своего семь лет замужем, она овдовела. Девочки в то время выходили замуж рано, в районе 14 лет. Мы можем представить себе, что овдовела Анна, не достигнув ещё и 30 лет. На тот момент, когда в храм принесли Иисуса, ей было 84 года от роду. Как гласит Писание, она постом и молитвою служила Богу, не отходя от храма. Постом и молитвою Анна стяжала Духа Святаго. Она тоже увидела Господа и провозвестила всем людям, окружавшим их на тот момент, что это Бог, Спаситель, пришедший спасти весь мир.

И Симеон Богоприимец и праведная Анна имели одного и того же Духа Святаго. Но чем же они его стяжали? Своей праведностью, благочестием, постом и молитвой. Стоя сейчас в преддверии Великого Поста, мы вспоминаем так же Страшный Суд Божий, о котором Господь говорил, что настанет время, когда Он придёт уже не в немощи, не для того чтобы пострадать, но для того чтобы судить нашу с вами жизнь и принять от нас отчёт, как мы её провели. Как мы использовали тот дар, который нам даровал Господь? Жизнь наша - это не наша собственность, а Божий Дар. Поэтому мы как управляющие, владеем ею полностью, но не имеем права её разорять. Если мы разорим свою жизнь, спросит с нас за это Владелец на Страшном Суде.

Хотелось бы сказать о том, что нас ожидает в ближайшее время. Великий Пост – это великий труд для христианина. Это время жизни, когда человек должен своим трудом показать, что он не просто пользуется благами, которые Господь даёт ему в жизни, но и свой труд, свои усилия он готов принести, чтобы иметь Благодать Божью на себе. Что даёт нам Пост, и для чего вообще мы с вами постимся? Мы должны всегда задавать себе такие вопросы, потому что в христианской жизни нет ничего случайного. Всё, что предлагает нам Святая Церковь, имеет определённый смысл и значение. О значении Поста один Святой сказал: «Как можешь ты удержаться от греха, если не можешь воздержаться даже от пищи?». Через Пост мы научаемся быть хозяевами своего тела. Не тело влечёт меня туда, куда оно хочет, но я как человек, как Образ Божий управляю им. Дух должен управлять телом, как всадник, управляет конём, поворачивая его туда, куда нужно, а не туда, куда «конь» хотел бы прорваться. По испорченной нашей природе, тело часто влечёт нас в грех, но мы должны вовремя сказать себе нет. Именно пост помогает нам стать такими.

Подходя к Великому Посту, давайте отнесёмся к нему серьёзно. Очень часто мы ищем с вами послаблений, как бы нам уйти от этого труда. Но на самом деле, если нет каких-то физических причин, болезней, например, которые не позволяют человеку поститься, избегать этого нельзя. Есть две большие крайности: если мы не трудимся над собой, совершенно облегчая себе Пост, по сути, у нас нет Поста. Но если, например, будучи в болезни, мы начинаем строго поститься, лишая тело пищи, мы занимаемся настоящим самоубийством. Нужно это понимать и избрать ту меру, которая по силам и в то же время, даёт возможность духу преодолевать телесные немощи. Лучше всего прийти и посоветоваться со священником о том уровне поста, который нужно соблюдать. Если нет труда, нет и результата. Так же как в огороде, если мы не ухаживаем за растениями, они зарастают сорняками и не дают никакого плода. Так же и душа человеческая. Если не трудиться над ней, не поститься, не пытаться избавиться от своих прегрешений, нет нам пользы и во всём остальном. Нет мне пользы в молитве, и других подвигах, если они не приносят возрастания духовного, если от них я не становлюсь хоть немного лучше. Потому что Господь не спросит, сколько мы постились и сколько молились, а спросит, какие мы стали после этого. Поэтому каждый из нас должен спрашивать себя: для чего я это делаю. Обязательно мы должны понимать, что всё это средства, а цель – святость. Как сказал Иоанн Кронштадский, плох, неблагонадежен тот христианин, который не желает стать святым. Это всё равно, что воин, который вышел на поле брани, не желает победить. Каждый из нас призван к святости и должен к ней стремиться. Каждый немощен, каждый падает, но мы знаем, что идти мы должны именно к этой цели. В противном случае, мы не христиане, потому что не стремимся войти в Царство Небесное, а это в конечном итоге и есть цель жизни христианина.

Давайте внимательно взглянем на себя в этот день, который особо выделен Церковью. Этот день называется прощёное воскресенье. Мы сегодня слышали в евангельском чтении, Сам Господь сказал, что простятся нам грехи наши, если мы прощаем должников наших. В мотиве «Отче Наш», мы каждый раз повторяем те же самые слова: «..остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Соответственно, если я не прощаю моим должникам, и Господь не простит мне мои грехи. Поэтому давайте сегодня от чистого сердца друг у друга испросим прощения, чтобы не было у нас друг на друга ни обиды, ни гнева, ни злости. Чтобы мы с вами начали поприще Великого Поста в надежде, что и нам Господь простит наши грехи, потому что мы сегодня в Чине Покаяния оставляем обиды всем, кто нас обидел. Да простит Господь и наши прегрешения, и через благочестие, праведность, пост, молитву, приведет во Царствие Свое. Аминь.

Проповедь в день празднования памяти новомучеников и исповедников Российских

 Иерей Павел Телегин

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем и молимся новомученикам и исповедникам Российским. По благословению святейшего патриарха Алексия II и Святейшего Синода, память их совершается в ближайшее воскресенье, после памяти одного из первых новомучеников, митрополита Киевского и Галичского Владимира. Когда митрополита Владимира привели на расстрел, он подобно первомученику и архидиакону Стефану, молился за убивающих его. Он просил Господа, чтобы убивавшим его не вменилось это во грех.

Тысячи новомучеников и исповедников Христовых явил русский народ в те годы. Например, отец Евфросин. Когда он находился в лагере и испытывал издевательства, он не выдержал и сбежал из заточения. Побег он совершил летом и до самой зимы скитался по лесам. А зимой его поймали, вернули и посадили в карцер на три недели. Хлеб и воду давали через день. Это был деревянный сруб без отопления, а на дворе была зима, стояли лютые морозы. Он молился и остался жив. Начальство не могло поверить, что он остался жить. Священника бросили на нары умирать. Еда ему по лагерным законам не полагалась, потому что он не вырабатывал свою пайку. Избежав смерти от холода, он должен был умереть от голода. Тогда его стали кормить зеки. Уголовники испытывали к нему такое уважение, что сами будучи голодными, отдавали ему свой последний кусок. И они выходили батюшку. Уже на свободе отец Евфросин лежал в теплых носках и валенках, под ноги он подкладывал подушечку, сзади была подставочка с подушечкой, чтобы не холодило от стены. Когда врач осмотрел его, пришёл в изумление и ужас, потому что вся нервная система была выморожена.

Был случай, когда священник отбыв срок, должен был освобождаться, а ему говорят: подписывай новый срок на 10 лет. Восприняв этот новый удар как волю Божью, священник подписал бумаги. Так Господь испытывал смирение раба Своего. После этого приехала комиссия, и в ходе проверки обнаружилось, что человек свой срок уже отбыл, и его тут же освободили. Много подобных случаев было, много чудес явил Господь. Когда будущий епископ Стефан, испытывая издевательства, холод и голод, уже не мог их выносить более, кто-то подсказал ему, что нужно просить о помощи блаженную Матрону Анемнясевскую. Хитростью он убежал в лес, где трижды прокричал: «Матронушка, помоги мне, я в беде!». Когда его в скором времени освободили, первым делом он поехал в Москву, чтобы поблагодарить Матрону. Он зашёл в дом, где жила Матрона. Однако времена были такие, что блаженную приходилось прятать. В то время её скрывали в ящике, потому войдя, Стефан никого не увидел. Растерявшись, он громко сказал: «Здравствуйте». Матрона поздоровалась с ним в ответ, причём назвала его по имени, отчеству, сказала его фамилию, хотя до тех пор они не были знакомы. Он удивился, спросил, откуда она его знает. «Ты же меня звал в лесу, просил о помощи», - ответила Матрона.

Когда батюшку Алексея Мечева в очередной раз вызвали на Лубянку, он уже был очень известным старцем, в том числе известным своим благодатным даром исцеления. Ему объяснили, что церковь умирает, и власть её собирается добить. «Вы ещё немножко поисцеляйте, да и хватит», - сказали чекисты. «Как же Церковь умирает, когда Господь её поддерживает Своей благодатью. Вот Он возьмёт, коснётся вас благодатью, и вы будете просить меня, чтобы я вас рукоположил. Мы пойдём с вами к святителю Тихону в Донской монастырь, и он вас рукоположит», - ответил старец. Отца Алексея тут же отпустили, потому что чекистам стало страшно даже представить себе, что они могут сделать такое. А ведь это, если будет воля Божия, вполне возможно. Потому что благодать Божия все может.

Как же могли люди переносить такие скорби ради Христа? Нам с вами это недоступно. Но мы можем сделать один вывод – каждый из них любил тех, кто их гнал. Только человек, который никого не осуждает, сможет молится за тех, кто над ним издевается и стреляет в него.

Наступает последняя неделя перед Великим Постом, сырная, и сегодня мы вспоминаем слова Господа нашего о Страшном Суде. Господь также говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15). Вывод прост. Мы можем видеть его в житиях святых. Один монах не отличался ни особой молитвенностью, ни иными добродетелями. Но положил он себе за правило никого не судить и всех прощать. Когда пришло ему время умирать, братия увидели, что он удивительно спокоен, и спросили его, отчего это. И он ответил, что явились ему ангелы и он слышал, как они говорили между собой, что он слово Божье исполнил и не пойдёт на Суд. Конечно, Суд Божий ожидает нас, но если мы исполним это правило, которое положили себе исповедники и новомученики Российские, не осуждать никого и молиться за обижающих, конечно мы пройдём мимо. Мимо мытарств и мимо искусителей, которые будут нам мешать пройти во врата Царствия Небесного.

Согласно преданию, когда преподобный Макарий проходил через мытарства, бесы не могли к нему подойти, только кричали «Макарий, ты победил нас!» Макарий лишь отвечал: «Ещё нет». Когда же он вошел во Врата Царства Божия, бесы лишь застонали от бессильной злобы: «Оххх!» Лишь тогда Макарий сказал: «Вот теперь, Божьей милостью я победил вас». Конечно, это образ. Но вот так же и мы должны побеждать бесов и не гордиться, если у нас получается обойти какие-то искушения, но воздавать хвалу Богу. Неосуждение и смирение приведут нас в Царство Божье. Но что такое смирение? Это чувство, когда мы видим свои грехи и осознаём свою немощь противостоять им. Так видели свои грехи преподобный Макарий, и новомученики и исповедники Российские, но они не надеялись на свои силы - благодать Божья их поддерживала.

Были случаи, когда мученики принимали на себя подвиг без благословения, по гордости, выпячивая себя. На третьей или четвёртой муке они сдавались и предавали Христа. Конечно, новомученики и исповедники российские уклонялись от арестов, иногда бежали из ссылок, из лагерей. Но это было связано с ощущением своей немощи. Если бы они понадеялись на себя, благодать тут же отступила бы от них. Будем поступать так же. Даже после Причастия мы всё равно остаемся грешными. И если мы это забудем, что мы немощнейшие создания на земле, мы никто без Бога - враг подкрадется, обманет и отнимет у нас радость богообщения. Если мы будем помнить об этом, Господь не отступит от нас, будет с нами, как был с преподобным Макарием, как был с новомучениками и исповедниками Российскими. Потому что Господь сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28-29). Аминь.

 

Страница: 1| 2| 3| 4| 5|