На благоустройство Спасской церкви
Проповеди

 

Страница: 1| 2| 3| 4| 5|

Проповедь в неделю о мытаре и фарисее

 Иерей Павел Телегин

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Только встретили мы Рождество Христово, только закончились святочные дни, как наша мать - Церковь, снова готовит нас к духовному подвигу. Подвиг этот называется Великий Пост, и подготовка к нему начинается за несколько недель. В сегодняшнем Евангелии Святая Церковь предлагает нам притчу Господа Иисуса Христа для рассуждения и для лечения собственных внутренних нестроений, которые подчас совсем нам противны, но в которых мы пребываем. Эта притча называется «о мытаре и фарисее», и вся первая неделя, с которой начинается подготовка к Великому Посту, также называется «Неделя о мытаре и фарисее».

В храм зашли помолиться два человека, как и мы тоже заходим помолиться. Но как же это происходит с этими двумя людьми? Первый был человек внешне весьма праведный. Более того, это был фарисей, то есть принадлежал к ветхозаветной духовной школе, которая учила ревностно исполнять заповеди Божьих. Что в этом плохого? Это достойно только похвалы. И молитва у фарисея была от сердца, как говорит Господь: «в сердце своём молился». Итак, он молился не так, как мы часто делаем, когда молимся только умом, когда богослужение касается только наших ушей, а сердце остаётся или каменным, или носится вне храма, по местам земным. Этот ревностный служитель Божий молился в сердце. И посмотрите, молитва-то какая у него была! Молитва – благодарение. Как редко мы благодарим Господа, и как часто приходим в храм, только для того чтобы облегчить свои страдания, тот крест, который мы несём. А когда нам подаётся облегчение, мы забываем Церковь, перестаём благодарить Бога за Его милости.

Так вот, этот фарисей благодарил Бога. И вдруг мы видим, что же это за страшное благодарение. Он благодарит Господа за то, что он не такой, как все люди. Он говорит о том, что он праведный, не такой как «эти прелюбодеи и воры, и не так, как этот мытарь», которого фарисей в глубине своего сердца презирал. Вместо кадильного благовония духовного, приятного Богу, этот несчастный учитель, как оказывается не понимающий, как нужно служить Богу Истинному, возносит смрад своей гордости и самолюбия.

Что же мытарь? А мытарь даже не дерзнул подойти поближе к Святая Святых, он встал у входа. Ему было так стыдно, что он стоял в тени, чтобы его никто не видел. Стыдился ли он людей? Да нет, думаю людей он не так стыдился, как ему было стыдно перед Богом. Так как он себя обличал и осуждал, никто не мог его обличить, потому что никто не знал его внутреннего состояния. Мытарь не мог поднять глаз, ведь даже свет земного солнца обличил бы его тяжкий грех. Ему было невыносимо больно. Напомню, мытари были как правило сребролюбивые люди, ненавидимые и презираемые всем народом, за то что служили поработителям и на этом зарабатывали большие деньги, обирая свой несчастный народ. Это были люди далеко не бедные. Но каким-то образом, покаяние настигло сердце евангельского мытаря. Он пришёл к Богу тем же путём, который указывает народу Иоанн Креститель, призывая всех: «Покайтесь, ибо настало Царствие Небесное». И мы должны помнить, что другого пути к Господу не существует.

Мы видим, как мытарь, словно бы в отчаянии ударяет себя кулаком в грудь. Что же он этим хочет показать? Может быть, он хочет показать окружающим, что он кается? Нет, он хочет усилить это внутреннее ощущение своей греховности, и сокрушить этим ударом в грудь, в сердце, своё греховное устроение. Что это не отчаяние, мы видим из того, что он молится, и молится коротко: «Господи, милостив буди мне грешному». Казалось бы, и мы часто молимся этой молитвой. Она очень короткая, её легко запомнить, но вопрос в том, имеем ли мы такое устроение, как евангельский мытарь. Коснулась ли благодать Божия нашей зачерствелой души, проникают ли эти слова внутрь и растопляют ли они наше окаянство? Подчас мы только формальным соблюдением церковных правил, оправдываемся и утверждаем себя как христиане. Но, христианство не в этом. Христианство именно в сокрушении и видении своих грехов. Церковь, чтобы показать, что Господу не угодно только внешнее, формальное служение, делает эту неделю сплошной. В среду и пятницу отменяется пост.

Но должны ли мы в эти дни, стать как школьники, которых отпустили на каникулы, и они радуются, что можно предаться всем своим пагубным увлечениям, углубиться в компьютер, которому раньше мешала учёба, или предаться смотрению телевизора? Нет, нам нельзя забывать, что идёт подготовка к Великому Посту, и она не заключается в том, чтобы съесть как можно больше, чтобы меньше хотелось есть в Великий Пост. Это очень неправильное понимание. Эту неделю мы должны посвятить осознанию «притчи о мытаре и фаресее», и подготовить себя к следующей неделе, а затем и к встрече Прощёного Воскресенья. Чтобы в этот день мы могли чистосердечно, глядя друг другу в глаза, а не в пол, попросить прощения за все наши грехи друг перед другом, и достойно войти в Великий Пост. Давайте братья и сестры хотя бы на этой неделе, будем вспоминать молитву фарисея и покаяние мытаря. Пусть осмысление притчи станет нашей духовной пищей хотя бы на эту неделю. Будем не внешне, а внутренне сокрушаться о своих грехах, и говорить «Господи, милостив буди мне, грешному», не перед людьми, а в сердце своём, пред Богом.

Господу нашему слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Проповедь на праздник Крещения Господня

Иерей Павел Телегин

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником Крещения Господня. Сегодня мы слышали из  Евангелия, как оно происходило.  Когда Иисус Христос вышел на Своё Служение, прежде чем приступить к Проповеди и  явить себя миру как Сына Божьего, Господь наш пришёл к Иоанну Крестителю чтобы креститься от него в Иордане. Когда Иоанн Духом Святым был уведомлен, и увидел, что пришёл к нему Агнец Божий, он сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3: 14). Но Господь остановил Иоанна и ответил: «Так подлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3 : 15). И действительно, Господь наш Иисус Христос, в отличие от всех людей, не имел нужды в Крещении и прощении грехов, ибо Он не имел греха, который все мы смываем покаянием и крещением.   Но Ему  подобало освятить всё естество водное, о чём Святая Церковь воспевает в эти дни.

День Крещения Господня  мы именуем ещё и  Богоявлением. Именно в момент Крещения Господь явил нам себя в Трёх Лицах. Когда крестился Иисус Христос, небо отверзлось, и Дух Святой, в виде голубя сошёл с небес на Бога-Сына,  и голос Бога-Отца был с неба:  «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3 : 17). Это Триединство Бога так явно открывается нам только в Евангелии с пришествием Иисуса Христа. Но и до этого, тайна Триединства Бога была приоткрыта  ветхому человеку, то есть иудею,  который жил по законам Моисея, читал Библию и учился жить по заповедям Божиим. В первых строках «Книги Бытия» мы читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1 : 1). Но в первоисточнике, в Библии, которая была написана древнеарамейским языком, эта строка звучит так: «В начале Боги сотворил небо и землю». Есть ещё одно место в той же Книге Бытия, где Господь говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1 : 26). Употребление множественного числа становится понятным только с пришествием Господа Иисуса Христа и с Благодатью Божией.

После Крещения, и мы читаем об этом в следующей главе, Господь идёт в пустыню, чтобы быть искушаемым диаволом. Он проходит это испытание и подаёт нам пример того, как должно не возносясь, со смирением пресекать попытки диавола нас искусить. Сам  Господь указывает нам, что всякое доброе дело должно предваряться или заканчиваться искушением. О том  же говорят нам все великие христианские подвижники. Например, Авва Дорофей, один из духовных наставников монашества, пишет, что это закон, действующий настолько постоянно, что без искушений никакое дело не крепко. Апостол Иаков в своём послании говорит: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1 : 2). Один монах, когда описывал жизнь своей обители, закончил своё сочинение так: «Да не соблазнится читатель тем, что обитель сия была искушаема изнутри и снаружи. Ибо, если бы кто-нибудь сказал вам, что существует обитель, в которой нет искушений, знайте, что это либо неправда, либо обитель сия не истинная». Господь отшествием  своим в пустыню, даёт нам пример того, как нужно готовить себя. Если ты хочешь сделать доброе дело, которое действительно послужит спасению твоей души, а не удовлетворению твоего тщеславия, приготовь сердце твоё к искушению.

Праздник сегодняшний, в котором Господь являет Себя в Трёх Лицах и исполняет правду Свою, то есть принимает Крещение, этот праздник наставляет нас так же чтить то крещение, которое мы сами приняли один раз и на всю жизнь. Мы исповедуем, что человек рождается для Бога в крещении лишь один раз. Те обеты, которые мы при этом даём, и те отрицания сатаны, они действуют всю нашу земную жизнь, и потом и в Вечности. Не будем забывать свои обеты, которые мы давали Господу. Это обеты верности Богу и веры. Это обещание отметать любые вражеские предложения, будь то предложение  узнать своё будущее или облегчить страдания, или идти на встречу своим страстным желаниям, любопытству. Таких «исполнителей желаний»  много. Они готовы прийти к нам, «предсказать» будущее, «исцелить»  своими духовными силами, нам неведомыми. Не забудем же свои обеты,  будем  верными Господу нашему, как и Он был  верен нам, вступая на Путь Крестный, и принося Свою Жертву, которой мы спасены. Господу нашему слава во веки веков. Аминь.

Примечание. При подготовке проповеди была использована проповедь прот. Валериана Кречетова, сказанная им на Святое Богоявление 19 января 1995 г.

Проповедь на воскресное Евангелие, притча о званных и избранных.

Иерей Константин Мануйлов

Братья и сестры, о чём говорит сегодня нам Христос? Некий Владыка приготовил пир и послал своего раба собрать на него «званных», то есть тех, которых приглашал заранее, предупреждал о том, что пир будет. Но один человек ответил, что купил землю, и нужно ему пойти посмотреть её, поэтому не может прийти на пир Господина своего. Церковно-славянский язык даёт нам очень точный и страшный ответ: «Считай меня отреченным», что в переводе на современный русский язык, означает «отказавшимся». Другой званный ответил: «Купил я пять пар волов, и нужно мне испытать их, и потому иду я трудиться. И меня считай отреченным». Третий ответил: «Женился я и поэтому не могу прийти на пир Твой. Считай и меня отреченным». Возвратившись, раб говорит Господину: «Позвал я званных, но не пошли они». И разгневался Господин, и сказал: «Иди и позови убогих, нищих, слепых, хромых». Позвал Он, тех кто, казалось бы, унижен судьбой. Но ещё оставалось место за столом, и сказал Господин: «Выйди в веси, выйди на дороги, которые окружают город, и позови тех, кого встретишь». И позвал раб, и наполнился пир людьми, которые откликнулись на зов Господина.

Кто те люди, которые отказались прийти ко Христу? Мы знаем, что в первую очередь в иудейской земле хранителями Закона были законники, фарисеи. Эти люди, казалось бы вели народ к Богу, но сами очерствев сердцем не увидели во Христе Бога и не откликнулись и не пошли на пир, который приготовил для них Отец. Кого же тогда призывает Господь? Он отправляет раба на улицы города, к слепым, хромым и убогим. Это тоже иудеи, но не те которые знали Закон. Может быть, по иудейским меркам они были недостаточно праведны. «Слепые», не видели истин Божьих, не полностью исполняли заповеди, «хромые» - это те, кто не могли ходить в Законе Божьем, «убогие» - не понимали слова Божьего. Но эти люди в простосердечии своём услышали Господа нашего Иисуса Христа и почувствовав, что Господь перед ними, откликнулись всем сердцем. Мы видим, что это рыбаки, которые не знали писаний, но в чистом сердце своём ждали Пришествия Господнего, и увидели Христа.

Но осталось место ещё на Вечере, и Господь отправляет своего раба на распутье, за город, то есть к тем людям, которые не населяют иудейскую местность, к язычникам. Эти люди наполняют вечерю Его. В притче не говорится, что кто-то не откликнулся из слепых, хромых, или тех, что были при пути. Но мы можем предположить, что было так. Поэтому слыша слова: «Много званных, но мало избранных», мы понимаем, что зовёт Господь всех, и даже недостойных. Поэтому избранничество наше зависит не оттого, что нас Он не позвал, а только оттого что мы сами не откликнулись на зов Его. Каждый раз мы должны проверять сердце свое: откликнулся ли я на зов Божий, или нет? Не предпочёл ли я свою жизнь греховную, или просто связанную с мирскими привязанностями? Не предпочёл ли я привязанность к своему имуществу, как человек в притче, который сказал, что надо ему землю свою посмотреть; или привязанность к труду и деньгам, как человек, который сказал что, купил несколько пар волов; или тот, который оказался, привязан к своим страстям, к тому, чтобы насытить свою плоть увеселениями или другими утехами.

Для нас с вами, пока мы живём на земле, Вечеря Господня – это Святое Причастие. Как мы с вами готовимся к этому великому таинству? В другом месте у этой же притчи есть продолжение. Господь говорит: когда Он вошёл на Вечерю, увидел, что один человек был в небрачной одежде. Господь изверг этого человека вон, в то место где был «плач и скрежет зубов». Что же это за человек? Мы должны понимать, что приходя на Вечерю Господню, ко Святому Причастию, мы должны подходить в покаянии и понимании своей греховности и недостоинства. Если же дерзаем прийти к Нему, не отвергнувшись своего греха, но желая быть во грехе и одновременно прикоснуться к этой великой святости, то Господь извергнет такого человека вон, независимо оттого, что казалось бы, он уже прошёл на Вечерю. Потому что недостоин и не желает очиститься от греха, отвергнуть его и возлюбить Бога всем сердцем, чтобы быть с Ним, быть достойным.

Читаем мы молитву перед Святым Причастием: «Се прихожду к Бессмертному Царю и Богу Моему, Содетелю да не опалиши мя Приобщением». В этих словах мы слышим, что Приобщение может быть нам опалением, может быть страшным наказанием, если не хотим отказаться от своего греха. Нет такого человека, который подходил бы к Причастию достойно, но мы должны понимать и видеть своё недостоинство и стараться избавиться от своего греха. Если же я не хочу от него избавиться, и иду ко Господу, должен знать что буду извержен вон, в то место, которое уготовано грешникам. Поэтому давайте будем всегда проверять своё сердце и свою душу, прежде чем приступить к святости. Будем каждый раз задавать себе вопрос: хочу ли я избавиться от греха, действительно ли я положил тот путь, который ведёт меня ко Христу, тот путь, который готовит Господь для рабов своих, для избранных своих. Дай Бог, чтобы каждый из нас мог ответить: Господи, помоги мне избавиться от греха, помоги моему неверию, дай мне веру и очисти меня Своим Приобщением. «Да не в суд и не в осуждение будет мне Приобщение Пречистых Твоих Таинств». Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Слово в день празднования памяти святого Апостола Андрея Первозванного

Иерей Константин Мануйлов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Православная Церковь празднует память святого Апостола Андрея Первозванного. Как и многие иудеи, Апостол Андрей ожидал пришествия Мессии. Услышав проповедь покаяния Иоанна Крестителя, Андрей отверг семейную жизнь и удалился в пустыню к Иоанну и некоторое время был его учеником. Когда Господь явил себя, Иоанн Креститель свидетельствовал о Нём ближайшим своим ученикам, сказав: «Сей есть Агнец Божий». Увидев Иисуса и получив удостоверение от Святаго Духа, Андрей и с ним другой ученик, (как предполагает Священное Предание, это был Иоанн Богослов), пошли за Господом. Потому Апостол Андрей и назван Первозванным, что первым откликнулся сердцем на призыв Божий последовать за Христом. И спросил их Господь: «Чего вы хотите?» Ученики ответили: «Хотим видеть, где Ты живёшь». Посмотрев, Апостол Андрей поспешил к своему брату, Петру и рассказал о том, что они нашли Мессию. Так, самым первым из апостолов, Андрей исповедовал Иисуса Христом, всего лишь раз побеседовав с Ним.

Во всё время проповеди ближайшие ученики, и в том числе Апостол Андрей, всегда следовали за Господом нашим Иисусом Христом и внимали Его учению. После Вознесения Христа, Апостолы бросили жребий, чтобы определить, кому в какую страну идти проповедовать Евангелие. Андрею достались страны, прилегающие к Чёрному морю. Апостол Андрей отправился на свои труды. Слово его было очень сильно и многих людей он обратил ко Христу. Но проповедовал он среди язычников, и потому много скорбей пришлось претерпеть ему. Предание гласит что, проповедуя в истоках Днепра, Апостол Андрей дошёл до того места, где впоследствии был воздвигнут город Киев. Переночевав под горой, и видимо имея откровение Божье, утром он восстал и предрёк, что на этом месте Господь воздвигнет славный, и великий город, и всех людей, населяющих местность сию просветит Христовым Светом. Поднявшись на гору, он помолился, благословил место сие и воздвиг на нём крест. По преданию, именно на том месте впоследствии возник славный город Киев, матерь городов русских.

Далее Апостол последовал обратно в страны Причерноморья, просветил город Византию, которой в будущем было суждено стать Константинополем, столицей великой христианской державы - наследницы Рима. В одной местности, которая называлась Ахайя, в городе Патры, святой Апостол обратил в христианство практически всё население. Множество людей он исцелил, в том числе и ближайших родственников бывшего правителя той местности и даже его брата с женой. Исцелил от болезни, с которой не могли справиться врачи. Правитель, разгневанный тем, что храмы языческие опустели и люди перестали приносить жертвы языческим богам, велел схватить Апостола Андрея. Сначала правитель хотел принудить Андрея принести жертву языческим богам, чтобы люди, поверившие ему, тоже последовали его примеру. Но Апостол был непреклонен и ответил: «Не боюсь я мучений временных, которые человеку даются на земле. Но больше всего боюсь я мучений вечных, тех которые человек может получить в вечности, если здесь отречётся от Бога». Видя преданность Андрея Христу, правитель повелел распять Апостола. Распяли его на кресте, напоминающем букву «Х», положенную на бок, потому что Апостол считал себя недостойным быть распятым на таком же кресте, на котором был распят Христос. Его привязали верёвками, но и с креста Апостол Андрей продолжал проповедовать. Видя его праведность и чистоту, возмущённые люди пошли к правителю, требуя освободить праведника. Испуганный народным гневом правитель хотел уже исполнить это требование. Он пришёл к месту казни, намереваясь освободить святого, но сам Апостол воспретил снимать себя с креста и сказал что время его отшествия пришло, и молился Богу, чтобы отвязали его не раньше, чем он отойдёт ко Господу. И действительно, пытавшиеся его освободить люди не могли отвязать верёвок. Осиял Апостола Андрея великий и дивный Христов Свет и после этого он отдал душу свою в руки Господа. Лишь после этого его смогли снять с креста и с честью похоронить. Таким образом, Апостол Андрей исповедовал и показал нам с вами, тот смысл, который и мы, христиане, должны исповедовать в своей жизни. Мы не должны бояться временных мучений и страданий, которые наполняют нашу жизнь. То, что нас окружает сейчас, очень часто приносит нам скорби и трудности, но должно понимать, что преодолевая скорби на земле, преодолевая дьявольские ухищрения, которые стараются нас ввергнуть в грех, мы с вами готовим себе Царствие Небесное. Не должны мы бояться временных наших страданий, зная и веря, что получим вечное бытие и радость с Господом нашим Иисусом Христом. Как вы знаете, Апостол Андрей – один из очень почитаемых на Руси святых. Российский флот до сих пор ходит под Андреевским стягом. На знамени нашего флота – изображение того креста, на котором был распят Апостол Андрей. Не раз победы этого флота были обеспечены именно тем, что наши русские моряки не боялись временных страданий, которые сулила им нелёгкая военная служба. Но они надеялись и чаяли, как и Апостол Андрей, приобрести Царствие Небесное, претерпев все скорби и лишения.

Сегодня Святая Церковь предлагала нам ещё одну притчу, в которой Господь, проповедуя, зашёл в синагогу в день субботний. У иудеев был только один храм, тот который стоял в Иерусалиме. Священнодействия, приношение жертвы, могло быть совершено только в храме. В других местностях у иудеев были синагоги, то есть места собраний. В синагогах собирались люди, читали Священное Писание и тот, кто был мудр, пытался толковать или объяснять прочитанное. Господь часто посещал синагоги, потому что Он не отвергал еврейского народа, к нему Он пришёл. Пришёл к своим, и они в большинстве своём не приняли Христа. В этой синагоге была женщина, которая 18 лет страдала недугом, она была скручена дьяволом и не могла разогнуться. Увидев её, Господь возложил на неё руки и исцелил при всём собрании. Начальствующий в синагоге возмутился тем, что Господь это сделал в субботу. Он сказал, что есть другие дни, чтобы исцелять. Но не по Слову Божью сказал этот человек. Скорее всего, говорила в нём гордость и ревность, что он, уважаемый и умудрённый знаниями, исцелить женщину не мог, а какой-то неведомый человек пришёл и сделал. Потому решил показать, что сие исцеление не от Бога и посрамить Господа нашего. Но Иисус ответил ему: «Лицемер, неужели ты в субботу не отвязываешь своего вола и не ведёшь его напоить и накормить. Эта женщина, которую связал Диавол, 18 лет страдала. Неужели недостойно было развязать её от уз в субботу?».

В другом месте и в другой притче, где иудеи снова пытаются посрамить Его за то, что он исцеляет в субботу, Господь говорит такие слова: «Можно делать в субботу добро». Поэтому мы видим смысл субботы, который Господь наш Иисус Христос пытался донести до иудеев, не в том, чтобы ничего не делать или не двигаться. Добро нужно делать в субботу. Шесть дней делайте дела свои, говорится в заповеди Божьей. Шесть дней мы с вами бежим, трудимся, пытаемся раздобыть пропитание, заработать деньги, утвердиться в жизни, а седьмой день – Господу твоему. В чём суть седьмого дня? Суть в том, что мы должны отойти хотя бы на один день от нашей жизненной суеты и подумать о других ценностях. Не о тех ценностях, которые здесь, на земле, нам кажутся нужными, но о ценностях вечных, которые каждый из нас с вами возьмёт с собой при переходе в жизнь вечную. Только для этого создал Господь заповедь, чтобы мы не увлекались своими страстями, чтобы не бежали в постоянной погоне за наживой, за властью, но имели возможность приостановиться, одуматься. Итак, грех не в самой работе, а в том ради чего она делается. Если мы в воскресенье целый день копаем гряды в своём огороде, это грех. Но если мы в этот же день вскопаем гряды на огороде одинокой и немощной старушки – соседки, которой больше некому помочь, и ничего не возьмём за свою работу, такой труд будет нам во благо. Итак, творите добро в воскресенье ради Христа, Ему же слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

 

Страница: 1| 2| 3| 4| 5|