На благоустройство Спасской церкви
Проповеди

 

Страница: 1| 2| 3| 4| 5|

Слово в день празднования памяти святого апостола и евангелиста Матфея

Иерей Константин Мануйлов

В воскресенье, 29 ноября Святая Православная Церковь празднует память апостола и евангелиста Матфея. Апостол Матфей не только проповедовал Слово Божие, но и записал его на бумаге, и тем самым через века донёс его и до нас с вами. Своё Евангелие он писал, прежде всего, для иудеев и по их просьбе, а потому оно наполнено теми притчами и событиями, которые имели для этого народа особый смысл.

Сегодня мы слышали евангельское чтение, одну из тех притч, которые нам рассказал Господь. Давайте ещё раз задумаемся над ней. Однажды книжник подошёл к Иисусу Христу, желая искусить Его. Нужно пояснить, что книжниками иудеи называли таких людей, которые всю свою жизнь посвящали изучению Священного Писания. Это было очень почётно в Иудее, книжников уважали, считалось, что они постигли едва ли не всю Премудрость Божию.

Именно такой человек - знающий, грамотный, а главное, ощущающий себя таковым, подошёл к Господу. Зная, что Иисуса Христа люди почитают за великого пророка и учителя, книжник решил проверить, насколько Он в самом деле знает Писание, знает Бога. «Что мне нужно сделать, для того чтобы спастись?», - спросил книжник. Однако, человеку, который мнит, что сам всё знает, и который, в сущности, не ждёт ответа, Господь не хочет говорить прямо. Он отвечает вопросом на вопрос: «Как ты читаешь в Священном Писании?». И книжник не может отказаться от вопроса, потому что люди смотрят на него, и отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душой и всем помышлением твоим, и ближнего твоего как самого себя». Господь говорит: «Делай так и спасёшься». Книжник видит что посрамлён, но не сдаётся и делает вторую попытку. Он спрашивает: «Кто же ближний мой, которого нужно любить как самого себя?».

Тогда Господь рассказал притчу. Некий человек шёл из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Злодеи отобрали у человека одежду, всё имущество бывшее при нём, избили и бросили лежать на дороге. Шёл мимо священник и не остановился. Шёл левит, остановился, посмотрел, и тоже прошёл мимо. А следом за ними шёл самарянин. Он промыл раны несчастного вином, смазал их маслом и перевязал, то есть оказал первую медицинскую помощь. Потом взял человека с собой, отвез его в гостиницу и заплатил хозяину, сказав: «Если и больше потратишь на этого человека, я приду и возмещу тебе». Нужно понимать, что самаряне для иудеев были презираемыми людьми, которые уклонились от чистого знания и исповедания Закона Божия. Иудеи не сообщались с самарянами, с презрением отвергая их. Но Господь ставит вопрос: «Кто ближний для избитого человека?». И сам законник отвечает: «Тот, кто оказал ему милость». И Господь говорит: «Иди и ты твори так же».

Что мы можем увидеть для себя в этой притче? Мы видим удивительную вещь. Мы очень часто думаем, что ближний для нас с вами – тот, кто делает нам добро, оказывает нам разнообразные услуги, хорошо к нам относится. Но Господь показывает совсем другую точку зрения: ближний для меня тот, кто ждёт от меня помощи. Ближний – тот, кому я могу оказать помощь, а не тот, кто делает мне добро. Мы знаем, что человек должен быть свободен от зависимости и Господь нас призывает к свободе. Но о какой свободе здесь идёт речь? Обычно мы делаем добро в ответ на добро, на хорошее к нам отношение, на какую- то услугу. Но если вдруг нам причиняют зло, мы в ответ либо обижаемся, затаив зло в себе, либо открыто отвечаем злом. Получается, что мы зависим от другого человека, его отношения к нам. Но о свободе здесь не может быть и речь. Ведь мы действуем не сами от себя, а лишь отражаем действия другого. Свободный человек делает добро независимо от того, кто перед ним.

Мы видим удивительное состояние самарянина. Иудеи его с презрением отвергали, но он всё равно оказывает милость человеку, который впал в бедственное состояние. И ещё Господь показывает нам через эту притчу, насколько велико должно быть наше участие в жизни нуждающихся в нас людей. Самарянин не просто перевязал раны и оставил на дороге, но отвёз в гостиницу. Больше того, позаботился о будущем больного. Так и мы должны помогать нашим близким и тем, кто в нас нуждается до тех пор, пока наша помощь будет им нужна. Давайте будем всегда читать евангельские притчи со вниманием, и они нам помогут увидеть то, как мы можем спасти наши души здесь, на земле, и помогут прийти в Царство Света.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Иерей Александр Беломестных, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа

День памяти апостола и евангелиста Матфея празднует Православная Церковь 29 ноября.

Евангелист Матфей был одним из двенадцати апостолов. До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9. 9), он оставил свою должность, раздал имение и пошел за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием всю Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими. Когда апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимых нечистым духом. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников.

Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Пламя было настолько сильным, что растопило идолов и опалило самого Фулвиана. Испуганный эфиоп взмолился к святому с мольбой о пощаде. По молитве апостола пламя улеглось и правитель был спасён. Видя такое чудо, он приказал было затушить костёр, но святой апостол взмолился и отошел ко Господу, приняв мученическую смерть. Тело же святого осталось невредимым.

Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, однако сомнений своих не оставил. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. После смерти Платона Фулвиан принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.

Таким чудесным образом Господь привёл ко спасению Фулвиана. Мы знаем множество примеров того, язычники и гонители Церкви Христовой, чудным образом просвещались Светом Христовым и сами обращались ко Господу. Мы должны учиться на таких примерах, как нам самим вести себя с людьми, которые в храм не ходят, и может быть, хулят нас. Нужно молиться за таких людей, и Господь Сам подаст им всё полезное ко спасению, и со временем они придут ко Господу. Хочется поздравить всех с днями Рождественского поста и пожелать всем нам духовных сил и напомнить что пост это время не только воздержания от скоромной пищи. Важнее воздерживаться от страстей, которыми мы все обуреваемы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Слово в день почитания иконы Божьей Матери «Скоропослушница»

Иерей Павел Телегин

В воскресенье, 22 ноября по новому стилю, Православная церковь празднует память Божьей Матери и особо почитает Её икону, именуемую «Скоропослушница». Историю этого образа связывают со Святогорским Афонским монастырём Дохиар. Монастырское предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. Когда-то икона висела над входом в монастырскую трапезную и до определённого момента не привлекала к себе особого внимания монахов. Однако в1664 году произошло чудо, связанное с этим образом. Трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить Её икону. Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Через некоторое время он снова услышал голос Божьей Матери, который на сей раз, грозно обличал его, после чего Нил ослеп. Братья прибежали на его крики, и поняв, что случилось, затеплили лампаду перед образом, которая уже никогда не угасала. Нил дал обет, что не отойдёт от иконы до тех пор, пока не получит исцеление. В горьком раскаянии день и ночь молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал он чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: "С этой поры будет именоваться сия икона Моя «Скоропослушницею», потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений". Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание - являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.

На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки с чудотворной Афонской иконы "Скоропослушница". Многие из них прославились чудесами. Один из таких образов и сегодня находится в Санкт-Петербурге. Слева от алтаря в Троицком храме Александро-Невской Лавры расположен список чудотворной иконы, который был написан в 1870 году и перенесён в Санкт-Петербург в 1914 г. До революции существовал обычай приглашать образ домой к тяжело больным, которые во множестве получали от него исцеление. Верующие петербуржцы даже соорудили специальный экипаж для перевозки иконы. Завидев на улицах знакомый экипаж, прохожие останавливались и с трепетом преклонялись пред Богородицей. Дом, в который привозился образ, сразу наполнялся людьми, которые просили милости у Божьей Матери и помощи в скорбях. Я читал сетования прихожан Свято-Троицкого храма о том, как была велика вера и упование на Божью Матерь до революции, и как всё изменилось сегодня. Люди зачастую приходят посмотреть на этот образ, как на предмет искусства, или подходят с неглубокой верой, помолиться «на всякий случай, вдруг поможет». Конечно, в этом случае редко кто получает помощь от Божьей Матери, ведь Сам Господь свидетельствовал о том, что мерзость великая – теплохладность, когда ты не горяч и не холоден. Если мы в храм Божий зашли свечку поставить, побывав предварительно у экстрасенса, знахаря, гадалки, и про себя думаем, «авось где-нибудь, да поможет», в этом случае трудно рассчитывать на помощь Божию.

Но есть и другой пример. В России известен список «Скоропослушницы», который был привезён со святой горы Афон в прошлом веке в Спасо-Преображенский монастырь города Мурома. Образ этот здесь свято чтится, и чудеса не избывают в этом древнем русском городе и в наше время. Начались они с момента восстановления Преображенской обители, с конца 19 века, когда обитель приходила в упадок, и братия не знала что делать. Прознав об этой беде, монахи с Афонской горы прислали список «Скоропослушницы» в Муром. Сразу после этого храм начал восстанавливаться чудесным образом. В другой раз Божья Матерь пришла на помощь в 1995 году, когда монастырь освободила воинская часть, располагавшаяся там ранее. Обитель находилась в полном и абсолютном упадке, и братья во главе с игуменом стали молиться перед образом «Скоропослушницы», не надеясь на свои силы, а всё упование возложив на Божью Матерь. Почти сразу появился человек из мирян, который занялся хозяйственной деятельностью, и за четыре года монастырь восстановился, что казалось делом невероятным. Однажды этот человек самолётом вёз из Турции необходимое для монастыря оборудование, и в фюзеляж самолёта ударила молния. Только по молитвам к Божьей Матери он смог благополучно приземлиться.

Ещё один случай передаётся в Муроме из уст в уста. На монастырское подворье пришла убитая горем мать. Сын её ушёл на Чеченскую войну и пропал без вести. «Как молиться о нём, как о мёртвом или живом?», - вопрошала женщина. Отец игумен ответил твёрдо: «Конечно, как о живом». Отслужили молебен, женщина ушла. Однако, уже через несколько дней она получила повестку о том, что сын её погиб. Прислали цинковый гроб. Назначили дату похорон, выкопали могилу, но… именно в этот день сын вернулся здоровый и невредимый. Первым делом его привели к Спасительнице. Весь Муром затрепетал, и конечно, вера и упование на Божью Матерь усилились многократно.

Одно из последних исцелений произошло с женщиной, которую привели в храм под руки. Она уже не могла разогнуться, тяжко страдая от ревматизма в последней стадии. Бедняжка не умела ни записки подать, ни помолиться. Только надежда и вера её согревали. Сгорбленная отстояла она молебен, и после того как её окропили святой водой, женщина просветлела лицом, и оставив оторопевших провожатых, сама, без посторонней помощи приблизилась к иконе Божьей Матери и поцеловала её. Многие чудеса происходят в наши дни, с нашими современниками, но главные среди них – обретение душ людских. При монастыре сегодня живут два подростка, от которых в своё время отказались даже родители. Ребята пошли по кривой дорожке, стали воровать, бродяжничать, хотя были детьми благополучных людей. Когда монахов спрашивают, «как же вам удалось их перевоспитать», братья просто отвечают: «Скоропослушница» услышала молитвы об отроках».

Какой урок для себя мы можем извлечь из этих примеров? Очень простой. Божья Матерь нас никогда не оставляет и не оставит до тех пор, пока горит в нашем сердце вера в Сына Её, Господа Иисуса Христа. Молитва Матери может многое перед Сыном. Святые отцы говорят, что грех не молиться Богородице. Словами, обращёнными к иноку Нилу, такими грозными и повелительными, Божья Матерь и к нам обращается, призывая в скорбях прибегать к Ней. Не нужно выбирать образы, потому что Божья Матерь одна. Этот образ называется «Скоропослушница», другой называется «Казанская», третий «Семистрельная», и все они чудотворны. Богородица смотрит на сердце верующего, на сердце искреннее, может быть потерявшее надежду на врачей, но не потерявшее веру в Господа и уповающее на Его помощь. Будем предстоять перед каждым образом Божьей Матери как пред Ней Самой. Будем смотреть не на то, как называется этот образ, а Кто стоит за ним и взирает на нас, а мы, через образ взираем на Неё. Божья Матерь – великая наша Заступница, Ей же слава, а Господу нашему – хвала, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Слово в день празднования памяти святого великомученика Дмитрия Солунского

Иерей Александр Беломестных, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа

В воскресенье 8 ноября (26 октября по ст. стилю) мы совершаем память святого великомученика Дмитрия Солунского. Он был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название - Солунь). Шел третий век христианства, римское язычество усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, Димитрий уже достиг совершеннолетия и император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе. Убедившись в образованности и военно-административных способностях Дмитрия, император назначил юношу на место отца. Однако, назначая его на пост, император велел, прежде всего, оборонять город от варваров и уничтожать христиан. Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами. Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного". А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов, побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. Димитрий благословил его, но предсказал что за победу над силачом, император казнит Нестора. Всё произошло по его слову. Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Будем же и мы молиться нашим великим святым, чтобы по их предстательству получить всё полезное для нашей души.

 

Страница: 1| 2| 3| 4| 5|