На благоустройство Спасской церкви

В нашем храме вы можете оставлять записки для молебна за своих близких, умерших некрещеными, для передачи их в храм св. мч. Уара в селе Тихоновка.

Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, детской школы-интерната № 4 ждут крестных родителей. Пожалуйста, отзовитесь, добрые православные сердца. Обращаться в свечную лавку.

Тел: 8-914-88-973-73

Борющиеся со страстью пьянства могут прийти на собрание «анонимных алкоголиков». Узнавать у Сергия, тел.: 8-914-000-35-22.

Воскресная школа для детей «Казачий спас». Руководитель — Александр Иванович Михалёв, тел.: 8-914-880-78-01.

 

Иннокентий Михайлович Сибиряков: Богатырь христианского духа

В этом году в Иркутске побывал писатель и публицист Иоанн Горненский из Санкт-Петербурга. Он собирает сведения о жизни нашего земляка, знаменитого благотворителя и мецената Иннокентия Михайловича Сибирякова, чтобы снять о нем фильм. А в рамках прошедшего недавно фестиваля «Сияние России» состоялась научно-практическая конференция, посвящённая памяти этого удивительного человека. Их материалы составили предлагаемую нашему читателю историю спасения души одного из богатейших жителей Иркутска.

Иннокентий Михайлович Сибиряков родился в 1860 году в Иркутске. Отец его был богатым золотопромышленником и, умирая, оставил своим сыновьям несколько миллионов и хорошо налаженное золотопромышленное хозяйство. Но Иннокентий Сибиряков не нашёл счастья и внутреннего удовлетворения в богатстве. Необычайно чуткий сердцем к горю и страданию ближнего, он тяготился положением человека, обеспеченного средствами свыше всякой меры, и стал тратить средства на благотворительность и на общественные нужды. Он пожертвовал брату на постройку воздвигаемого им в Иркутске собора несколько сот тысяч рублей. Затем стал жертвовать громадные суммы на дела просвещения и науки, благодаря чему были открыты известные научные и учебные заведения в России и Сибири, действующие и по сей день. Среди них Томский университет и Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества, членом которого он был избран.

Его щедрость казалась сказочной. Один из его современников вспоминал: "Кто только из столичных бедняков не был у него в доме на Гороховой улице, кто не пользовался его щедрым подаянием, денежной помощью, превосходящей всякие ожидания! Дом его обратился в место, куда шли алчущие и жаждущие… Сколько студентов благодаря Сибирякову смогли получить в Петербурге высшее образование! Сколько бедных девушек, выходивших замуж, получили приданное! Сколько людей благодаря поддержке Сибирякова взялись за частный труд!" Он получал кипы писем, взывающих о помощи, и помогал, следуя евангельской заповеди "Просящему у тебя дай" (Мф.5.42). Сумма его пожертвований, не считая тайной милостыни, к которой Сибиряков имел склонность, исчисляется миллиардами (современными деньгами). При этом он был чужд самомнения, превозношения и чванства, все отмечали его поразительную скромность, желание сидеть "на последних местах".

Однажды в Знаменской церкви Иннокентий Михайлович подал серебряный рубль монахине. Она так была поражена, что упала на колени пред образом и стала благодарить Бога за такой щедрый дар. Сибиряков растрогался и, спросив у монахини адрес её обители, явился туда на следующий день и передал монахине около 190 000 рублей. Монахиня пришла в ужас от такой суммы и, заподозрив неладное, заявила о необыкновенном посетителе в полицию. Родственники, обеспокоенные, что деньги "уплывают" в чужие руки, пытались на суде представить Сибирякова сумасшедшим с намерением взять его капиталы под опеку. Только благодаря заступничеству митрополита Палладия и обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева обвинение было снято. Благотворения Иннокентия Сибирякова на церковные нужды ополчили против него врага рода человеческого, возбудившего во многих зависть, посеявшего самые невероятные слухи и кривотолки о нём, проникавшие даже в церковную печать. В 1894 году Иннокентию Михайловичу, как некогда святой блаженной Ксении Петербургской, за желание раздать своё имущество нуждающимся и уйти в монастырь пришлось пережить два унизительных освидетельствования его душевного здоровья губернской комиссией в составе докторов, юристов, государственных чиновников и общественных деятелей. «Что сделал я им, - говорил Иннокентий Михайлович близкому по духу человеку, - ведь … я не разбойникам раздаю и ко славе Божией жертвую!» Он был признан здоровым и снова вступил в полное владение своими капиталами.

Прежде чем уйти в монастырь, он жертвует 420 тысяч рублей на пособия и пенсии рабочим золотых приисков, которым, как считал И. М. Сибиряков, он был обязан своим богатством. Свою дачу отдаёт детскому приюту для девочек, вторую дачу в Выборгской губернии жертвует Линтульской женской общине. В год своего монашеского пострига (в 1896 году) он жертвует 10 тысяч рублей на строительство Воскресенского скита на Валааме.

Пережитое бесчестие укрепило в нём решимость стать на путь монашества, на который так часто вступали русские люди, не знавшие, как устроить свою жизнь в мире. В 1894 году он поступил на Андреевское подворье в Петербурге. А в 1896 году отправился на Святой Афон. Там, поступив в Свято-Андреевский скит, он достроил на свои средства Андреевский собор, самый крупный на Балканах, выстроил две церкви, больницу и небольшое здание для себя - тоже с церковью. Остаток дней он провел в безмолвии, приняв великую схиму. Скончался схимонах Иннокентий 6 ноября 1901 года и погребен близ Андреевского собора.

В начале XX века один русский паломник, посетивший Андреевский скит на Афоне и переживший у могилы схимонаха Иннокентия явное прикосновение Божией благодати, в чувстве глубокого благоговения писал о нём: « Пока будет существовать мир, все христианское население будет удивляться его высокому примеру самоотверженной любви к Богу, и память о нем будет незабвенной в род и род».

Не только Андреевский собор, но и все адреса благотворения Иннокентия Сибирякова Господь сохранил на земле, а некоторые и приумножил. Но главная - это человеческая память и любовь. "Богатырём христианского духа" называл о. Иннокентия его современник монах Климент, оставивший о нём свои воспоминания. "Теперь, когда прошло уже десять лет с того дня, как этот богатырь духа переселился в лучший мир, - пишет о.Климент, - он, при всяком моём воспоминании о нём, встает предо мною, как живой. И я не могу не восхищаться теперь так же, как восхищался некогда, во время его жизни, как когда-то, в детские годы, восхищался я героями Четий-Миней". Не исчезнет из памяти людей любвеобильное сердце о. Иннокентия (Сибирякова), а его широкая благотворительность послужит примером для жизни на благо обездоленных и во имя просвещения России. И наследует он благодарность потомков и добрую память из рода в род.

- Я думаю, что имя Иннокентия Сибирякова должно блистать в знаменитой книжной серии «Жизнь замечательных людей». Надеюсь когда-нибудь так и будет. Что касается фильма, который мы снимаем уже несколько лет, пока трудно сказать, когда он будет закончен, - говорит Иоанн Горненский, петербургский исследователь жизни нашего земляка, – ведь это некоммерческий проект и самая большая проблема – поиск спонсоров. Сегодня, к сожалению, мало таких благотворителей, каким был Иннокентий Сибиряков. Материала собрано достаточно много. У нас уже имеются самые ценные, афонские съёмки. Недавно я побывал на Афоне, видел Андреевский собор, который построен во многом за счёт средств Иннокентия Сибирякова. Там до сих пор жива память о нём. На Святой Горе удивительно тепло принимают русских паломников. Кроме того, я был в Томске, Минусинске, вот теперь приехал к вам. Может быть, съезжу в Кяхту и Якутию, места связанные с деятельностью вашего земляка, удивительного человека, который буквально исполнил завет Господа нашего Иисуса Христа: «Оставь имение твоё, раздай нищим и следуй за Мной».

Мария Люлько