На благоустройство Спасской церкви

В нашем храме вы можете оставлять записки для молебна за своих близких, умерших некрещеными, для передачи их в храм св. мч. Уара в селе Тихоновка.

Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, детской школы-интерната № 4 ждут крестных родителей. Пожалуйста, отзовитесь, добрые православные сердца. Обращаться в свечную лавку.

Тел: 8-914-88-973-73

Борющиеся со страстью пьянства могут прийти на собрание «анонимных алкоголиков». Узнавать у Сергия, тел.: 8-914-000-35-22.

Воскресная школа для детей «Казачий спас». Руководитель — Александр Иванович Михалёв, тел.: 8-914-880-78-01.

 

Утехи Фавна и ликующая радость встречи

Сегодня – великий православный праздник – Сретение Господне

Сейчас в Иркутске доминирующими архитектурными объектами снова являются православные храмы. Ну, а в духовной жизни иркутян заняли они подобающее место? Или все же в нашем обществе превалирует сознание  языческо-протестантское? Мысль об этом всегда тревожит меня, но особенно в эти дни – 14 и 15 февраля…

Православный день начинается с предыдущего вечера, верней – с вечерней службы. То есть, мы идем на сретенскую «всенощную» как раз в самый разгар  отмечания  «дня влюбленных» или «святого Валентина». Вон даже  афиша областной филармонии сообщает, что нынче там играет ансамбль русских народных инструментов в честь этого самого дня. Хотя уже, кажется, тысячу раз рассказано, что два святых мученика Валентина имеют к этому «празднику» весьма отдаленное отношение. Вообще, как я выяснила, в западной Европе его история  уходит корнями в античное язычество. Отмечался 15, а затем 14 февраля  в Древнем Риме и назывался  Луперкалии. В его основе  - ничего романтического: после жертвоприношений Фавну из кожи жертвенных животных делали бичи и пороли женщин детородного возраста с целью повышения рождаемости (о необходимости этого обряда возвестил Оракул). В V веке н.э. один из римских пап, Геласий, боровшийся за искоренение язычества, попытался придать «празднику» благочестивый христианский характер и «назначил» ему покровителя – святого  мученика  Валентина, память которого приходилась как раз на эту дату. Ну, а потом уже стали возникать всяческие легенды  о священнике Валентине, который, то ли тайно повенчал влюбленных, то ли сам влюбился в дочку тюремного надзирателя. А в наше время бедных Валентинов на полную катушку задействовали коммерсанты, впрочем, как и самих влюбленных, которые тысячами рассылают слащаво розовые, забавные, а порою уродливые сердечки в бумажном и электронном исполнении.

Сами по себе «валентинки» – не беда, молодым людям как-то хочется выразить переполняющие их чувства. Но ведь этим «праздник» не ограничивается. Он превращается  в демонстрацию легкомыслия и  разнузданности, приобретая оттенок безумия. В ночных клубах организуются оргии, подобные языческим, разве только без бичей из жертвенных животных.

А в это время в православных храмах идет служба настоящему, имеющему глубочайший смысл, празднику – Сретению Господню. Он знаменует встречу ветхзаветного человечества законников в лице старца Симеона с Новым Заветом Любви в лице Младенца Иисуса. Человек встречает Бога в человеческом воплощении, и узнает Его, и постигает Истину, после чего все земное теряет прежнюю значимость. Глубокий облегченный вздох вырывается из груди трехсотлетнего Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…»

Но Сретение имеет непосредственное отношение и к влюбленным, верней, любящим людям, которые обрели Бога через Встречу друг с другом. Конечно, постигать  космические глубины бытия  большинству молодых людей трудно. Поэтому в церквях в этот вечер юношей и девушек  в десятки раз меньше, чем в ночных клубах. Но они есть. Есть даже целый «народ» - «радонежский». Так назвали себя  молодые прихожане  храма Сергия Радонежского, расположенного в студгородке, возле политехнического университета. Протоиерей Евгений Прохоров, 12 лет назад возглавивший приход, в то время был не намного старше студентов. Поэтому постигнуть их интересы ему оказалось не сложно. Он знал, что детям, молодежи присуще веселье и это нисколько не противоречит познанию Истины. Поэтому одним из самых любимых «мероприятий»  в приходе стали  праздничные балы с воспроизведением костюмов разных эпох. В процессе подготовки ребята изучают историю, приобщаются к рукоделию, в конце концов, знакомятся и влюбляются.

Ну, а лично я отправляюсь в «свой» Спасский храм, окруженный сейчас лесами. И тут  меня встречают  уже ставшие родными девушки и парни. Как светлы, как прекрасны их лица! Многие пришли парами. За четыре года  приходской жизни  на моих глазах  создалось несколько молодых семей. Почти все они встретились на  Акафистах, чтимых у икон Божией Матери «Взыскание погибших»  и «Всех скорбящих Радость». Слово «взыскание» означает – изыскание, наставление на путь. Но в русском народе, особенно среди женщин, оно давно  отождествляться со словом «сыскание». Чего? Кого? Конечно же, «второй половинки», суженой Богом. Перед этими иконами всегда молились невесты. И вот наша «спасская» молодежь, стремящаяся обрести не просто друга или подружку, а создать настоящую семью, стала на Акафист. Настя Сопранкова  еженедельно приходила  сюда на протяжении трех лет. С Андреем  Цветковым она виделась и раньше, но только общая  молитва открыла им глаза друг на друга. Произошла Встреча. Та Встреча, о которой  так чудесно  говорил и писал вдохновенный проповедник  митрополит Антоний Сурожский: «Меня очень поражает слово «встреча»... Два человека, которые были врозь или никогда не стояли лицом к лицу, вдруг сошлись. По-сербски слово «встреча» значит «радость». И вот встреча – это ликующая радость, потому что каждый видит себя  в другом  и одновременно осознает эту двойственность…Они на себя смотрят и видят друг в друге полную красоту, и себя самих … как явление вечной красоты, которая теперь пробуждается и может вырасти в полную меру приобщения к Божественной красоте».

Возможно, не всякому понятно, о чем речь. Но посмотрите на фото. Это Настя и Андрей после  таинства  венчания. Слов, мне кажется, не надо. Дай Бог, чтобы те парни и девушки, которые провели прошлую ночь в клубах, отмечая чуждый, по-язычески жестокий «праздник», пройдя путем неизбежных страданий, осмыслив свою жизнь в огромном мире,  испытали когда-нибудь  эту ликующую радость, это счастье Любви истинной!

И чем больше людей приобщится  к  ней, тем светлее и добрее будет лицо самого Иркутска

Зоя Горенко

Источник