На благоустройство Спасской церкви

В нашем храме вы можете оставлять записки для молебна за своих близких, умерших некрещеными, для передачи их в храм св. мч. Уара в селе Тихоновка.

Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, детской школы-интерната № 4 ждут крестных родителей. Пожалуйста, отзовитесь, добрые православные сердца. Обращаться в свечную лавку.

Тел: 8-914-88-973-73

Борющиеся со страстью пьянства могут прийти на собрание «анонимных алкоголиков». Узнавать у Сергия, тел.: 8-914-000-35-22.

Воскресная школа для детей «Казачий спас». Руководитель — Александр Иванович Михалёв, тел.: 8-914-880-78-01.

 

Карнавальная тьма и свет вечерний

Что ни говори, а самым громким и ярким событием июня стал в Иркутске карнавал, верней, карнавальное шествие под названием «Шагаем вместе». Вызвал он много противоречивых споров и толков, от восторгов до полного неприятия. И можно было бы не останавливаться на этом казалось бы легком развлекательном мероприятии –ну, покарнавалили, и забыли. Ан, нет. Карнавал по обещаниям городских властей грозит превратиться в некую новомодную сибирскую традицию. Поэтому говорить об этом нужно всерьез.

Юбилей души иркутской

4 июня. День города. После трехнедельного перерыва, вызванного капитальным ремонтом, возобновились богослужения в самом первом иркутском храме – Спаса Нерукотворного Образа. Я соскучилась по молитве в его древних стенах и с радостью отправляюсь на вечернюю службу.

Маршрутка из Солнечного довезла меня только до Центрального рынка, дальше по случаю праздничных мероприятий, движение транспорта было перекрыто. Ну, что ж – добегу пешком, не такая уж дальняя даль. Но добежать по Литвинова мне удалось только до улицы Большой, более известной как Карла Марла. Тут путь мне преградило ОНО – карнавальное шествие. Непрерывным потоком под оглушительные там-тамы, приветствия, свисты, музыку, призывы покупать и брать кредиты двигались машины с «египятнами», «чудовищами», «великанами», за ними бежали «человеки-пауки», «аватары», «торты», «цветы», «мертвецы»… Прорваться сквозь этот поток казалось невозможно. Я уже впала в тихую истерику, но все-таки улучила момент и перебежала на другую сторону, испытав чувство избавления от смертельной опасности.

Вспыхнувшая было фарисейская гордыня – «Вот они все бесятся, а я иду в храм» сменяется чистой радостью: «Все-таки иду в храм!». Тот самый, с которого начинался Иркутск. Сегодня он является «юбилейным объектом», который еще не успели сдать. Печально стоит без куполов и крестов, но это уже не пугает, потому что есть знание – временно. Вот уже открылся отремонтированный нижний придел, и в нем идет первая после вынужденного перерыва служба. Наверное, об этом еще мало кто знает, потому что пред аналоем стоит горсточка людей, человек 15. Но молодой звонкий хор в полном составе, поет вдохновенно: «Пришедшее на запад солнца, видевшее свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога…»

- О строителях, служителях, благотворителях святого храма сего Господу помолимся! – возглашает священник. И мы невольно обращаемся сердцем туда, к истоку, к тому дню, когда каменных дел мастер Моисей Иванович Долгих, перекрестившись на восход, закладывает на этом самом месте первый камень будущего храма и града Иркуцкого.

После службы отец Константин Мануйлов поздравляет нас с Днем города.

- Это так важно и знаменательно, что первая после ремонта служба прошла именно в этот день, - говорит он. – У Бога нет мертвых, у Него все живые. И поверьте, что вместе с нами здесь молились тысячи иркутян, которые когда-либо приходили в этот храм. Здесь сердце города, его душа, и пока струится отсюда молитва, он будет стоять нерушимо. Вы выбрали самый лучший, самый верный способ отметить юбилей Иркутска.

Союз добра со злом?

В это же время шли вечерние службы и во всех других иркутских храмах. Таким образом, город разделился и видимыми, и невидимыми стенами на две неравные части. «Малое стадо» православных молилось о «граде, стране, и верою живущих в них», а большое, просто таки огромное стадо в это время так или иначе участвовало в некоем действии под названием карнавал… А потом про этот случай раструбили по всему белому свету: ах, в Сибири, ах, почти как в Рио-де-Жанейро, ах, как хорошо. В репортажах об этом событии по телевидению показывали вполне приличные картинки.

Мне не хотелось выглядеть ханжой, да и искреннее сомнение появилось: может, я просто так настроена была, с предубеждением? Поэтому решила более детально познакомиться с предметом всемирного восхищения, благо в интернете было выложено полное видео.

Действительно, в шествии можно было встретить довольно много очень хороших, и весьма достойных участников. Во главе, после байкеров, прошел коллектив Театра народной драмы, были фольклорные ансамбли, детские коллективы, мамочки с колясками. Но тем ужаснее смотрелись после этих колясочек полуголые девицы, вплоть до стритизерши, вертящееся на шесте, скалящиеся монстры, и бесконечная, бесконечная реклама обрыдлых кока и пепси и прочего, прочего, что просто необходимо нам купить и съесть, или выпить, или напялить на себя, или еще как-нибудь использовать.

Были и «духовные» карнавальщики, среди которых особо выделялись развеселые кришнаиты и представители запрещенного в Китае движения Фалунь-гунь. Мне как-то приходилось сталкиваться с последними, когда они расположились в фойе Иркутской сельскохозяйственной академии. Старушки-одуванчики, рассказывали, как они избавились от камней в почках с помощью дыхательной гимнастики цыгун, и теперь якобы на собственные пенсионные сбережения устраивают выставки картин, повествующих об «истине, терпении и доброте». Только что-то при взгляде на сии произведения искусства холодок проходил по коже. Особенно поражало одно полотно, где маленькие хорошенькие ангелоподобные существа затягивают веревку на шее некрасивого зубастого мужчины, одно из существ тычет мужику в шею то ли вилами, то ли просто вилкой. А над всем этим - благодушная физиономия, явно одобряющая происходящее. Картина называется «Правосудие»…Понятно, что «ангелоподобные» это фалуньгунцы и их предводитель, а «плохой», которому вилку в шею воткнули, ихний обидчик…

Вот такое «вавилонское столпотворение» возникло на центральной улице Иркутска в день празднования его юбилея. Все смешалось в одну кучу, так что казалось будто букеты цветов кто-то обливает, извините, нечистотами.

Праздник должен быть общим

- А ведь мне тоже хотелось бы вместе со всеми иркутянами отмечать День города, - высказался после карнавала настоятель Михаило-Архангельского Харлампиевского храма протоиерей Евгений Старцев. – Но для этого он должен быть устроен совсем иначе. Это могло быть грандиозное представление, отражающее всю 350-летнюю историю Иркутска. Для этого есть десятки творческих коллективов, национальные культурные центры, церковные приходы, школы, институты… А вместо этого устроили дешевую подделку под латино-американские и африканские гулянья, призванные увеселять бедных жителей трущоб показом голых тел. Не в таком действе принимать участие непристойно, а значит, и жене моей, и детям, и всей пастве – непристойно. Поэтому нас там не было, и не будет никогда. Очень жаль, что новые городские власти не могут отличить истинное от суррогата. И вместо праздника предлагают людям дешевый балаган.

Да, присутствие православного священника в карнавале не представляется возможным. И это основной показатель нравственного уровня происшедшего праздненства.

Это, кстати, понимают и многие даже невоцерколенные люди. На местных форумах можно найти тому немало подтверждений. Вот примеры:

Карнавал, скажем так, был странный. Запомнился АИСТ с угрожающим лозунгом "Наш город – наши правила". Что бы это значило, не сразу понял.
Народ не просто соскучился по ярким шоу. Он просто с ними еще и не знаком. Поэтому проглатывает все. Даже АББу. Это как бусы в руках у Кука: блестит, значит интересно. Думаю, что движение это развивать нужно. Может, меньшим количеством, но с лучшим качеством. В самом деле, из крупных предприятий был замечен "Труд" и Сибавиастрой. Из крупных торговых - "Мебель стиль". Финансовых – "Сбербанк". Все остальные рекламные участники, конечно, более или менее известны. Много ночных клубов. Несколько народных коллективов. Пара студенческих (типа института им.Курьяновича). Каждый через динамик нахваливал себя любимого. И общей какой-то идеологии (кроме поздравлялок с 350-летием), не было.

Карнавал вызвал негативные оценки не потому что он был. А потому, что выставлять на всеобщее обозрение хоть что-нибудь - серьезное дело. Этому надо учиться. В этом должна быть созидательная мысль. У нас в СССР были прекрасные ВУЗы и академии, где этому учили. Профессия называлась - режиссер народных праздников. Сегодня абсолютно все профессиональное отринуто и провозглашена культура профанов: " а давайте нарядимся и пройдемся". Этим самым достигается воспитание убеждения: учиться ничему не надо.

Очень глубокие последствия у такой культуры. Часть результатов мы уже видим на уровне образования в РФ. Дальше - начнем опускаться на колени.
Так что, веселиться и праздновать тоже надо уметь.

Карнавал - как отражение того, что мы видим на экранах ТВ. Вроде ярко и красочно, но как-то безвкусно-безсмысленно. Это, знаете, как не каждая женщина сможет себе позволить надеть глубокое декольте... может это и красиво, но родители по иному воспитали... В общем - отражение современной действительности с персонажами-героями зарубежных мультфильмов. Русского духа что ли не было... Мне это все напомнило песенку "я беременна, это временно". Кто-то же пел. Кому-то же нравилось.

Впереди у нас еще осенний этап празднования 350-летия Иркутска, с приездом патриарха. И даст Бог, Крестный ход в честь великого события превозможет впечатление от беснующегося карнавала. И, возможно, люди увидят и поймут разницу, увидят границу между добром и злом. И «яркие бусы в руках Кука» утратят свою привлекательность для народа, в первую очередь для молодых наших руководителей города. И «карнавал» останется только досадным недоразумением, а не «новой сибирской традицией». Иначе, кто мы такие? И какое право имеем называться потомками основателей града Иркуцкого, которые пришли на берега великих рек с хоругвями и иконами Спаса и Пресвятой Богородицы?

Зоя Горенко