На благоустройство Спасской церкви

В нашем храме вы можете оставлять записки для молебна за своих близких, умерших некрещеными, для передачи их в храм св. мч. Уара в селе Тихоновка.

Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, детской школы-интерната № 4 ждут крестных родителей. Пожалуйста, отзовитесь, добрые православные сердца. Обращаться в свечную лавку.

Тел: 8-914-88-973-73

Борющиеся со страстью пьянства могут прийти на собрание «анонимных алкоголиков». Узнавать у Сергия, тел.: 8-914-000-35-22.

Воскресная школа для детей «Казачий спас». Руководитель — Александр Иванович Михалёв, тел.: 8-914-880-78-01.

 

Лекарство от жестокости

Последнее время иркутские СМИ с пугающей частотой сообщают о случаях чудовищной жестокости, которую проявляют дети и подростки. В Шелехове семиклассники систематически избивали 72-летнюю учительницу физкультуры, записывая свои «подвиги» на видео. Не успели прийти в себя после этой истории, как стала известна ещё одна – в Олонках одноклассники долго изощрённо издевались и пытались изнасиловать 13-летнюю девочку. Такую месть ей устроила обиженная «подружка», устроив целый заговор. Но этой девочке всё-таки повезло, она осталась жива. Всего лишь на год была старше другая девочка, из Братска. В феврале она приняла мученическую смерть из рук таких же друзей, и бывшего любимого.

Когда такие истории сыплются друг за другом в течение месяца, поневоле задумаешься, что происходит в нашем обществе? Все дети прошли медицинскую экспертизу и признаны психически здоровыми. В школе они ничем не отличались от других, не состояли на учёте в милиции. У них только один недостаток. В следственных документах по делу братских подростков, его называют «узость моральных норм». Понятно, что это болезнь не душевная, а духовная. Страшно только, какой же у нас общий духовный фон, если на нём такие вот дети, даже не выделяются? Подумать об этом мы решили вместе со священником Спасского храма о. Константином Мануйловым.

- Батюшка, почему у нас всё чаще происходят такие чудовищные случаи? В общем, классический вопрос: кто виноват, и что делать?

- В большой степени, конечно, мы сами виноваты. Чтобы ответить на вопрос, что делать, сначала нужно понять, почему такие случаи происходят, более того, почему они происходят всё чаще. Пора серьёзно посмотреть в корень проблемы. Можно вычленить несколько негативных факторов внешнего воздействия, убрав которые мы могли бы очень оздоровить окружающую обстановку. Прежде всего, это романтизация преступного образа жизни, отчасти навязанная и поддерживаемая средствами массовой информации.

Ещё одна наша беда – мультики. Посмотрите только, что льётся на наших бедных детей с телеэкранов. Когда мы росли, время было советское, но телевидение-то было христианское! Потому что оно было нравственное. Если опустить советскую пропаганду, по сути своей, оно влекло к христианским ценностям, хотя никто их вслух таковыми не называл. Тем более это касается мультфильмов и сказок, которые в большинстве своём были свободны от агитпропа.

Ещё один негативный фактор – побуждение в детях низменных чувств. Проанализируйте рекламные слоганы: «не дай себе засохнуть», «бери от жизни всё», «ты этого достойна». С самого детства внушается, что всё нужно обращать только на себя. Конечно, реклама говорит о вещах вполне материальных, каких- то напитках, товарах. Но в подсознание ложится сама фраза, и если человек её принял, она становится установкой и потом руководит его жизнью. Слова «Возьми от жизни всё», воспринимаются как призыв брать, всё чего хочется, удовлетворять любые желания. Посмотрите на глянцевые молодёжные журналы, в них со всех сторон рассматривается половая сфера. Самое страшное, там принижается роль родителей. Само слово «родители» не употребляется, только его жаргонизированные формы – «родоки», «предки». Дети это читают и воспринимают как истину, как установку, на которую потом опираются в своей жизни.

Кстати говоря, анализируя случай в Олонках, где подростками совершено преступление сексуального характера, журналисты как бы очень естественно и мягко сводят всё к необходимости введения в школе уроков «секспросвета», каким бы мягким словом их не называли. В поддержку этой идеи уже начинают высказываться чиновники, депутаты. Однако, все словно забыли, что вовсе не доказано наличие строгой взаимосвязи между ростом сексуальной преступности и отсутствием «секспросвета» в наших школах. Наоборот, психологи чётко доказали: если внимание детей с раннего возраста акцентировать на этой сфере человеческой жизни, она становится для них доминантой. Не духовная жизнь становится для него целью, а некие низменные чувства. Очень и очень серьёзный вопрос: что в действительности нужно нашим детям? Я думаю, гораздо больше, чем секспросвет, им нужна ориентировка на духовные ценности – любовь к Родине, к родителям, ближним. Только в этом случае мы вырастим здоровое поколение.

- Наверное, очень многое зависит от родителей? В конечном итоге все основы закладываются в семье. Что родители должны делать, чтобы как-то уберечь свои чада?

- Самое страшное, как раз и заключается в том, что огромная часть наших взрослых, забыв о детях, кинулась зарабатывать деньги. Почему-то считается, что если ребёнок сыт, обут, одет - родители исполнили свой долг. На самом деле, это вовсе не так. Ведь в конечном итоге, я буду перед Богом отвечать не за то, что кушал мой ребёнок, а за то, каким он вырос, что принёс людям. Поэтому, если в ущерб внутреннему миру ребёнка, я бросил всё и кинулся зарабатывать деньги, то по сути дела, я бросил его на произвол судьбы. Если в итоге ребёнок вырос под влиянием улицы, и проявил себя страшным образом, совершив преступление, вот за это я лично буду отвечать перед Богом.

Очень страшно, что родители пытаются оправдать преступления своих детей. Недавно я совершенно случайно увидел сюжет по ТВ, который меня просто потряс. В нём рассказывалось о детских годах тех женщин, которые взорвали себя в московском метро, убив массу людей. Причём, акцент был сделан на то, какими хорошенькими и чистыми девочками они были. Вернись мы в наше русское, христианское общество на 150 лет назад, стыдно было бы человеку вообще что-либо говорить о своём ребёнке, который стал убийцей. Родители их плакать должны, посыпав голову пеплом. Они должны глаза прятать от всего нашего народа, потому что вырастили таких детей. Конечно, эти девочки были хорошенькие, ведь все дети рождаются чистыми. Вопрос в том, почему они стали другими? На самом деле, их участь очень страшна, потому что они свою душу навечно погубили. А мы на этих случаях воспитываем детей, которые смотрят и всё впитывают.

В Шелехове молодые люди избивали педагога, старую женщину, издевались над ней страшным образом, причём записывали всё это на видеокамеру. Я не знаю, как внутренне люди докатились до такого цинизма. Но меня снова поражает реакция родителей. Сначала они сказали: мы детей накажем. Но, узнав, что детям, грозит возможное тюремное заключение, тут же подали встречный иск на саму учительницу. Это страшный цинизм. Ведь родители должны сейчас стоя на коленях, целовать этой бабушке ноги и просить прощения. Не для того, чтобы дети избежали судебного преследования, а просто для того, чтобы она их простила. Сама ситуация должна пониматься очень просто: если мы избежали закона земного, то закона духовного мы никогда избежать не сможем. Если она их не простит, и всё это останется в их душах нераскаянным, мне просто страшно за судьбу этих родителей, когда они сами доживут до старости. Дети всё сполна им вернут.

Страшно подумать, каким вырастет 10-летний мальчик, который прыгал с дивана на голову девочке, лежащей на полу. Если верить статье в одной из иркутских газет, именно так было в Олонках. Он вырастет или преступником, или убийцей, и не состоится в жизни вообще никак. Преступник – это ведь тоже не состоявшийся в жизни человек. Мы всё время закрываем глаза на то, как живёт преступник. Они редко до 40 лет доживают. Сотни, тысячи из них в молодом возрасте лежат на кладбище. Потому что человек, который перешагнул грех, и зашёл за тот край, где раскаяние и обращение становятся невозможными, в принципе перечёркивает возможность и смысл своего существования на земле.

Главное, не то, что прервётся земная жизнь. Главное, что он в вечности обрекает себя на страшные мучения. На самом деле, эти мучения начинаются уже здесь. Человек, который идёт к Богу, он очень добрый, благой и объединяет вокруг себя много людей, потому что идёт к свету. Человек, который уходит в грех всегда остаётся один, как Денница. В конечном итоге он остаётся вообще один, никому не нужным. Зачастую даже семья от него отказывается, потому что невозможно жить рядом с таким человеком. А перейдя вечность, он окажется в ещё более страшном, холодном, мучительном одиночестве.

- Что делать человеку в этой ситуации? Что ему может помочь?

- Как священник, я могу сказать одну только вещь – невозможно человеку простить самого себя. Если человек совершил грех, тем самым он оскорбил Небесного Отца. Что бы я сам с собой не делал, какие техники самосовершенствования не применял, пока я не пришёл, и не упал на колени перед Тем, кого оскорбил, сам себя я никогда не прощу. Что такое грех? По сути, это самоуничтожение. Господь не зря дал нам заповеди. Это не ограничение нашей свободы. Если турист идёт в горы, его сопровождает инструктор и говорит, куда поставить ногу, за какой выступ ухватиться. Инструктор не ограничивает свободу, а показывает путь, чтобы турист не оступился и не упал в пропасть. Заповеди – это то же самое, это инструкция по спасению. Не будешь соблюдать, упадёшь в пропасть.

Просто так «отделаться» от греха нельзя, грех уходит только через покаяние. Поэтому покаяние – самое главное и самое большое действие в нашей жизни, необходимое для того, чтобы убрать и изгнать из неё последствия греха. Если человек осознал, понял, начал каяться, прикладывать свои усилия, начнётся внутреннее исцеление и Господь ему поможет. Когда Господь видит протянутые руки, Он обязательно откликается на зов. Но если человек не хочет, не зовёт, и более того, отвергает Господа, ничего не изменится.

- Достаточно просто попросить прощения?

- Если я попрошу прощения, это не значит, что завтра я проснусь другим человеком. Через исповедь, через молитву Господь прощает человека. Но теперь человек должен прикладывать свои усилия для того, чтобы исцелиться. Помочь можно только тому, кто что-то делает. Если человек лежит и бездействует, помочь ему нельзя. Поэтому для исцеления необходимы две вещи – свои усилия, стремление к добру, чистоте, святости, любви и помощь Божья, которая даётся через молитву и через церковные таинства исповеди и Причастия. Как священник, я других вариантов просто не вижу.

Есть ещё некоторые психологические моменты. Когда общество перестраивается, и общая масса народа начинает стремиться к добру, остальные люди тоже подтягиваются. Если мы начнём даже внешние моменты вводить в нашу жизнь, например, ограничивать просмотр телепрограмм греховного содержания, больше времени проводить с детьми, участвовать в их жизни, даже эти наши усилия будут вознаграждены. Детей в первую очередь надо любить, нельзя их бросать. Даже в ущерб деньгам родители должны воспитывать своих детей. Почему женщины у нас бегут от детей на работу? Не только из-за денег. Просто так легче. Легче, чем дома быть где угодно на производстве, в офисе, работать с утра до ночи. Человек просто сбегает от своих детей, а потом хочет, чтобы они были как цветы. Не бывает такого. Чтобы они выросли как цветы, за ними нужно ухаживать, удобрять, обрезать, прикладывать свои усилия. Если мы будем это делать, будем любить своих детей по-настоящему и заботиться об их душах, а не только телах, Господь не оставит нас и наших детей и сторицей воздаст за труды.

интервью провела
Елена Трифонова
Фото