Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, детской школы-интерната № 4 ждут крестных родителей. Пожалуйста, отзовитесь, добрые православные сердца. Обращаться в свечную лавку.

Тел: 8-914-88-973-73

Борющиеся со страстью пьянства могут прийти на собрание «анонимных алкоголиков». Узнавать у Юрия, тел.: 8-914-893-53-74.

В храме ведется сбор пожертвований для малоимущих жителей деревень: одежда, домашняя утварь, бытовая техника и т. п. Любую другую информацию, касающуюся храма, можно получить по телефону 20-15-52.

Воскресная школа для детей «Казачий спас». Руководитель — Александр Иванович Михалёв, тел.: 8-914-880-78-01.

 

С чего начинается родина?

— Да-да! С картинки в твоем букваре! — горячо подтвердил тезис известной советской песни отец Артемий Владимиров, один из ведущих докладчиков на 16-х Рождественских чтениях в Москве. «Православные ценности и современное образование» — так звучала тема традиционной конференции.

В составе иркутской делегации на «чтениях» побывали настоятель нашего храма — отец Александр Беломестных и прихожанка Надежда Королькова, которая делится сегодня с читателями нашей газеты своими впечатлениями от поездки в столицу.

Конечно, мне не впервые пришлось бывать в Москве. Но именно в этот раз я по-новому открыла ее для себя. Нет, не тот город, про который говорят, что это уже не Россия. Я пропустила его — со всей суетой, крикливой рекламой, иноземными надписями, нелепыми «крутыми» дворцами — мимо себя. А своё сердце открыла столице Святой Руси — с её живоносным, глубоко религиозным, православным содержанием. Это огромная радость! Я видела красивых благородных парней, мальчишек, которые искренне молятся Господу, припадают к могилке блаженной Матронушки. Видела детей с ранцами за спиной забегающих утром перед школой в храм, чтобы поставить свечу. Видела паломников, которые за тысячи верст ехали, чтобы прикоснуться к московским святыням, ощутить, что здесь ещё бьется сердце нашей Родины. Нет, нет — жива Россия, и Москва жива. Слава Богу!

Ранняя служба начинается в 6.30 утра. А народу на ней уж полон храм! На вечерней службе я с умилением наблюдаю, как люди подходят на помазание, которое длится более часа. Сколько радости и любви светится в глазах прихожан, и в глазах, морщинках, бороде батюшки Артемия Владимирова. Каждый получает подарочек к антидору — конфетку, листочек со словами из Евангелия, бумажную иконку, книжечку… Радость, благодать зарождающейся любви. Сохранить, сберечь, не уронить бы, не рассеять…

В Рождественских чтениях я участвовала во второй раз. И могу сразу отметить, что нынешняя конференция значительно отличалась от предыдущей своей четкой выстроенностью. Лаконичные доклады пленарных заседаний высветили не только проблемы и просчеты, но заставили задуматься, искать моменты и ситуации личной ответственности и полезности, помогли увидеть свой путь, свое место на приходе. Мы поняли, что прежде, чем ломать копья над внедрением в школе «основ православной культуры», необходимо соборно определиться, какое содержание мы подразумеваем в этом курсе? И вообще, может ли введение отдельного «нравственного» предмета, занимающего один час в неделю решить проблему нравственного воспитания при 24-часовом (сутки) потоке разнузданного разложения, направленного на наших детей.

Законодательно в любой школе имеет право на жизнь православный образовательный сегмент. Важно, чтобы дело вели люди и компетентные, и высокого духовного состояния, способные любить грешных так, как любил нас Христос. Школа через них должна увидеть в лице Православной Церкви социального партнера и носителя правильно понятого Евангелия, выработать диалог, основанный не на состязательной риторике, а на прислушивании, понимании, взаимообогащении. Русская Православная Церковь обладает своим глубинным пониманием человека, его предназначения. Ориентация школы на нравственные, духовные ценности может стать защитой от распространения зла. Не случайно отец Артемий, благословляя всех огромной просфорой, задает вопрос: «А… С чего начинается Родина?» И со свойственной только ему мимикой отвечает: «Да-да-да! С картинки в твоём букваре!» Да, действительно, результат воспитания будет достигнут лишь тогда, когда не один урок будет говорить детям о вере, красоте, добре и любви, а когда все предметы будут преподаваться с точки зрения православной морали. Необходимо вернуть в учебные заведения ту базовую модель познания «учитель-ученик», которая укоренена в религиозной системе доверия, и которая создаёт особые отношения любви, сохраняет во всей системе образования духовную связь. Русскую педагогику последние два десятилетия усердно перекраивали на американский лад, внушая, что мы должны быть «продавцами знаний». Русской душе противен такой коммерческий подход, и он должен исчезнуть «яко дым от лица огня»… И придет время, когда православными в самом широком понимании этого слова станут и математика, и физика, и химия, не говоря уж о литературе и истории.

Работа двух секций своими темами дополняла одна другую. Они были посвящены проблемам катехизации и создания приходских общин. Катехизация — важная часть жизни приходской общины, она не может быть решена силами одних только клириков. Задачи катехизации решаются на разных направлениях и уровнях. С одной стороны — силами прихожан, которые способны сами стремиться к более глубокому познанию истины, а также молиться об оглашаемых, возгревая любовь, строить личные связи. Состояние любви на приходе — главный и единственный критерий качества слова и качества дела. Это и отличает божественную педагогику от обычной, где отношения «учитель-ученик» строятся на доверии к полноте знаний учителя. В божественной педагогике учитель, который знает несколько больше, и ученик совместно спасаются. Здесь к вере приходят не потому, что много узнали, а хотят верить Богу того человека, в котором увидели Любовь.

Катехизация происходит в несколько этапов. Сначала миссионерское пробуждение веры, закладка семени, которое может и не прорасти. Катехизаторское служение поддерживает человека на первых его шагах. Знакомит с азами Православия не только теоретически, но показывая и практические шаги. И только после этого педагогическое познание глубинных основ веры завершается непрекращающимся пасторским служением на совместном пути к истине. Здесь важно учесть и возраст (младенцы, юноши, взрослые, старики), и сферы (семья, студенты, военные, тюрьма, больница…), и иные социальные параметры. Есть много людей, которые крестились, но не воцерковились. Они вне лона церкви, их надо приводить в церковь, помочь им войти в русло Богослужения, занять их ум изучением Священного Писания. Но главное — учить любви, не сухому слову, а любви в действии.

На секции много говорилось о создании в своё время приходских общин новомучениками российскими. Их опыт бесценен и для нашего времени. Бережность в отношениях к человеку, тонкость, деликатность, уступчивость, скромность, приветливость, светлость, великодушие — вот качества без которых нам не построить приходской общины. И здесь, без сомнения, велика роль пастыря. Его молитвами созидаются соединенные силы прихода. Его неустанным окормлением, заботой облекаемся в нового человека, обретаем Дух Христов в наших общинных отношениях. Помоги нам, Господи!