Спасские вечера

По субботам, после вечернего Богослужения, прихожане храма Спаса Нерукотворного Образа расходятся по домам. Но не все. Молодёжь остаётся. Когда пробьёт семь часов, закроется дверь за последним прихожанином, в храме становится совсем тихо. Тогда молодые люди с благоговением снимают со стены икону Богородицы, кладут на аналой. Парни и девушки берут в руки свечи и встают на клирос. Это приходская молодёжь собирается читать акафист Божьей Матери о сыскании второй половинки.

«Это всё Марк придумал, акафисты читать, — рассказывает алтарник Сергий. — С его лёгкой руки эти чтения переросли в традицию». Как-то весной, сразу после Пасхи зашёл у ребят разговор о том, что трудно православному человеку найти вторую половинку. В самом деле, где её искать — поди, разберись. В сказке просто: вышли добрые молодцы на широкий двор, натянули луки тугие да пустили стрелы острые. Полетели стрелы в разные стороны. Где стрела упала, там значит, и невеста живёт. А в жизни как быть?

И Марк вспомнил, что в семинарии ребята читали акафисты Богородице. Местная легенда даже уточняла, что нужно прочитать 40 акафистов, и после этого уже непременно найдёшь суженую. Некоторым помогало.

«Вот и мы решили 40 акафистов прочитать», — вспоминает Сергий. Идея пришлась очень кстати. Сначала читали совсем маленькой группой, человек пять. Потом стали приходить новые люди. О традиции узнали в храме Сергия Радонежского. Там, наверное, самый молодой в городе приход, среди прихожан много студентов ИрГТУ. Конечно, ребята не могли не откликнуться. «А недавно мы встали петь и обратили внимание, что народу много, — говорит Сергий. — Подсчитали, и с удивлением обнаружили, что в нашей группе уже 17 человек».

Если приходит новичок, ему тоже дают книжечку с текстом акафиста. Какое-то время, человек просто стоит, слушает, вникает. Потом, когда текст становится знакомым, тоже начинает читать. В этом деле свои тонкости. Сбиваться нельзя, произносить слова нужно правильно, чётко. И молитвословие превращается в молитву.

Незаметно эти чтения переросли в приходскую традицию, которая объединила вокруг себя молодёжь. Благо, что время и место известны, а двери открыты для всех. После чтений ребята пьют чай, разговаривают, общаются. Теперь эти посиделки так и называются, «Спасские вечера».

«А считать акафисты мы давно перестали, — говорит Сергий.—Чего их считать, глупо как-то. Просто молимся, общаемся, живём». Но легенда осталась. И даже стала ещё красивей. В Спасском храме она обрела второе дыхание. И снова благодаря ….. Марку. Он женился, и вместе со своей суженой, Дашей, сам вошёл в легенду. Но это уже совсем другая история, и она только начинается. Дай Бог, чтобы таких историй стало больше.

Елена Трифонова