Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, детской школы-интерната № 4 ждут крестных родителей. Пожалуйста, отзовитесь, добрые православные сердца. Обращаться в свечную лавку.

Тел: 8-914-88-973-73

 

Моление о Чаше

И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его

(Лк.22:41-43).

Вечером в Страстной Четверг на чтении 12 Евангелий читается рассказ о страшной ночи, одиноко проведенной Иисусом Христом на Масличной горе в ожидании смерти. Это, несомненно, отрывок, к которому мы должны приближаться коленопреклоненно. Здесь изучение должно переходить в поклонение. И перед иконой «Моление о Чаше» не молятся, поскольку в этот момент происходит молитва Самого Христа и мы можем Ему только благоговейно сострадать. Икона эта обычно помещается в алтаре храма, у жертвенника.

В Гефсиманском саду Христос был совершенно уверен в том, что впереди Его ждет смерть. Здесь Иисусу пришлось вынести самую тяжелую борьбу, чтобы подчинить Свою волю воле Божьей. Это была борьба, исход которой решал все. В этот момент Сын Божий знал только одно: Он должен идти вперед, а впереди — крест. Мы можем сказать, что здесь Иисус познает урок, который однажды должен познать каждый: Как принять то, что невозможно понять. Воля Божья властно звала Его вперед. В этом мире с каждым из нас происходят события, которые мы не в состоянии осмыслить; вот тогда в полной мере испытывается вера человека и в такой момент человек может быть укреплен тем, что Христос тоже прошел через это в Гефсиманском саду. А это значит, что каждый человек в нужный момент должен научиться сказать: «Да будет воля Твоя».

Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет — Я ее свободно отдаю... И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее... Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать — да минет!.. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша — пусть будет... И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя...»

Даже в этот ужасный час, когда Бог требует от Него исполнить самое страшное, Христос обращается к Богу как к Отцу. Когда мы можем назвать Бога Отцом, мы можем вынести все. Иногда мы даже не сможем понять происходящего, но можем всегда быть уверены в том, что рука отчая никогда не заставит ребенка пролить слезу напрасно.

В описании этого эпизода у Марка Иисус начинает Свою молитву словами: «Авва Отче!» (Мр.14:36). В слове «Авва» заложен прекрасный смысл. В книге «Притчи Иисуса» Иоахим Иеремиас пишет следующее: «Обращение Иисуса к Богу со словом «Авва» беспримерно во всей иудейской литературе. Объяснение этого факта можно найти у отцов Церкви Иоанна Златоуста, Феодора и Феодорита. «Авва» — так называл своего отца маленький ребенок. Это слово каждый день употребляли в семье и его никто не отваживался употреблять по отношению ко Всевышнему. А Иисус употребил это слово по отношению к Богу. Он обратился к Своему Отцу Небесному так же по-детски— доверчиво и задушевно, как малое дитя к своему отцу».

Господь наш Иисус Христос пошел в Гефсиманский сад в скорби и печали, вернулся же оттуда со светлой решимостью, потому что Он говорил с Богом. Он пошел в Гефсиманский сад в агонии, вышел же оттуда с победой и с миром в душе, потому что Он говорил с Отцом.

И вот, приблизился предатель и его клика. Как реагировал на это Христос? Он не сбежал, хотя даже сейчас, ночью, было бы несложно скрыться. Сын Божий решил встретить их лицом к лицу. «Встаньте, — сказал Иисус, — пойдем: вот, приблизился предающий Меня». Языческий философ Цельс, нападавший на христианство, использовал это предложение в доказательство того, что Иисус собирался бежать. Но ведь все обстоит как раз совсем наоборот: «Встаньте, — сказал Он, — время молитвы и время пребывания в саду прошло. Пришло время действовать. Встретим жизнь в ее самых мрачных и страшных проявлениях и познаем людей с их наихудшей стороны». Сын Божий поднялся с колен, чтобы вступить в битву жизни. Вот для чего служит молитва. В молитве человек преклоняет колени перед Богом, чтобы быть способным стоять прямо перед людьми. В молитве человек вступает на Небеса, чтобы быть способным на земле встать на битву за Жизнь Вечную.

 

Подготовил
Игорь Боровский