В нашем храме вы можете оставлять записки для молебна за своих близких, умерших некрещеными, для передачи их в храм св. мч. Уара в селе Тихоновка.

Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, детской школы-интерната № 4 ждут крестных родителей. Пожалуйста, отзовитесь, добрые православные сердца. Обращаться в свечную лавку.

Тел: 8-914-88-973-73

Продолжаются встречи в КЛУБЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ по понедельникам, в 18 ч. Тел: 8-914-934-98-67.

Борющиеся со страстью пьянства могут прийти на собрание «анонимных алкоголиков». Узнавать у Юрия, тел.: 8-914-893-53-74.

В храме ведется сбор пожертвований для малоимущих жителей деревень: одежда, домашняя утварь, бытовая техника и т. п. Любую другую информацию, касающуюся храма, можно получить по телефону 20-15-52.

Воскресная школа для детей «Казачий спас». Руководитель — Александр Иванович Михалёв, тел.: 8-914-880-78-01.

 

Тропинка к собственной душе

Более семисот юношей и девушек побывали в течение учебного года на мероприятиях православного межвузовского лектория, который в конце сентября по благословению епископа Иркутского и Ангарского Вадима начал свою работу в храме Спаса Нерукотворного Образа.

Где и как проходили эти встречи? Что нового узнали на них студенты и педагоги о православной культуре?

На открытии лектория было все, чему полагается быть в таких редкостных случаях. Торжественные, церковные песнопения, возносящие душу «горе». Теплое, задушевное приветствие гостям, от полноты сердца сказанное его настоятелем — иереем Александром Беломестных. Духовные стихи под гитару в исполнении братьев Невратовых— Александра и Павла. Живой, согретый юмором рассказ Натальи Шевченко о «жизни и деяниях» самого молодежного из всех приходов Иркутска (приход прп. Сергия Радонежского). А еще стихи, отрывки из православных видеофильмов, вопросы организаторам и участникам, напутствия и пожелания.

В тот памятный день волновались не только участники лектория, но и преподаватели, пришедшие вместе с «племенем младым» в древний храм. Никто не знал, как отзовется эта встреча в душе светских юношей и девушек, которые, быть может, никогда еще всерьез не переступали порог православного храма, а православную культуру считали «опиумом для народа»? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы попросили студентов и учащихся написать после открытия лектория свои отзывы.

«Я даже и представить себе не могла, что в наши дни есть молодежь, которая всерьез верит в Бога, и не только чтит Его и молится Ему, но так интересно, насыщенно и активно живет: помогает восстанавливать храмы, ездит в больницы к одиноким старикам, и даже — представьте себе! — проводит настоящий бал в стиле ХIХ века». — Наталья Д., педуниверситет.

А вот эти строки родились уже после концерта духовной музыки — «И ангелы поют на небесах», который проходил в актовом зале православной женской гимназии. Более семидесяти девушек и юношей — представителей иркутских вузов и училищ — составили тогда благодарную, чуткую аудиторию.

«Клирос, тропарь, кондак, гласы, монастырские распевы. Теперь мне стали понятны эти далекие, забытые слова. Я поняла, как богата культура моего народа и как много ее сокровищ оставлено нам предками, чтобы и мы могли передать их дальше — нашим детям, и нашим ученикам… Ведь все это — наша Родина — Святая Русь». — Дарья В., педколледж.

«Когда запел клирос, вначале один, потом другой, мне почему-то захотелось плакать. В тот день я поняла, как устала моя душа». — Ксения Б., областное художественное училище.

«Мне хотелось очень долго смотреть на девушек, которые так чудно пели старинные молитвы. Головы их были покрыты белыми платочками и шарфами, и в этом было что-то очень целомудренное, давно позабытое. И лица у них были какие-то особенные — они резко отличались от тех, крикливо-раскрашенных лиц, которые мы так часто встречаем теперь на улицах города». — Елизавета Р., педуниверситет.

Когда читаешь эти искренние признания, лишний раз убеждаешься в том, что душа по природе своей— христианка, и потому ничто земное не в состоянии насытить ее духовный голод. Тот голод, который особенно остро чувствуется в юности, хотя, чаще всего, и неосознанно.

Помочь осознать эти духовные потребности и направить их в русло традиционной для России православной культуры как раз и был призван наш лекторий. Еще осенью с отцом Александром Беломестных было согласовано одно важное условие, с которым батюшка охотно согласился: лекторий должен работать не только под крышей храма. Организаторам и участникам его нужно будет выходить в «массы», на чужую территорию, то бишь в студенческие аудитории близлежащих вузов и училищ.

Оглядываясь назад, можно сказать, что в этом варианте оказались свои плюсы. Так, если в первом полугодии состоялись самые яркие, массовые мероприятия (концерт духовной музыки, встреча с народной артисткой Иркутского ТЮЗа Л.И.Стрижовой, вечер «Сердце, полное песен»), то после зимних каникул началась работа более камерная и потому менее заметная. Лекции, встречи, просмотры и обзоры видеофильмов были вынесены за стены храма.

«Круг светлых дней»— так назывался рассказ о главных христианских праздниках. По плану он был адресован студентам областного училища культуры. С легкой руки Оксаны Алексеевны Мачульской я попала в аудиторию к ее студентам — будущим режиссерам массовых театральных действ. И очень обрадовалась. Вот уж кому-кому, а им просто грех не знать наши праздники! С радостным пылом переступила порог аудитории. Но не тут-то было— знакомство шло туговато. Ребята слушали вежли­во, но безучастно. «Проснулись» они лишь после того, когда на экране телевизора промелькнули кадры о празднике Благовещения, в которых из рук патриарха всея Руси выпорхнул в небо белый голубь. Постепенно «атмосфера оттаяла». В конце встречи градом посыпались вопросы. «Нужно ли крестить несмышленого ребенка, ведь он еще ничего не понимает?». «Почему католики сидят на службе, а православные стоят?». «А у батюшки крест золотой?». «Как называется церковь на берегу Ангары?» Я предложила экскурсию в Спасскую церковь, ведь до нее от училища рукой подать! Через несколько дней они вышли оттуда уже с другими глазами. Впереди была светлая седмица. Во время экскурсии ребята, между прочим, услышали о традиции «звонильной недели». «Хотите? Можете и вы подняться на колокольню!».— «Как?— ахнули они. — Вот так запросто?». — «А почему бы и нет? Христос для всех воскрес, и эту радостную весть на светлой седмице каждый желающий может вызвонить во все колокола!». И вот по крутым ступенькам древней колокольни бойко стучат каблучки иркутских модниц. В пылкий восторг их приводит все: и узкий ход, и студеный пронизывающий ветер на верхней площадке, и вид на город с высоты птичьего полета, и, конечно же, заливистый, до счастливой дрожи, праздничный звон в исполнении Ивана Меньшинина. «Ну, что? — открыто улыбается он оглохшим студентам.— Почувствовали суровые будни наших звонарей?».

Вот такой радостный результат от выхода в «массы»!

Довольно долго длились «переговоры» с преподавателями классического университета. Почти после каждого звонка — вежливый отказ. Но вот, наконец-то, университетская группа стоит под белоснежной стеной Спасского храма. Привела ее сюда кандидат филологических наук Светлана Ивановна Аксенова, которая читает студентам курс по исторической грамматике. Филологи, 3-й курс, человек шестнадцать. Серьезные и вдумчивые глаза, глубокие, несуетные вопросы, за которыми видна внутренняя культура этих девушек. Многие вещи им объяснять не надо. Они уже слышали про Остромирово Евангелие, изучали слово Иллариона «О Законе и Благодати», читали текст знаменитого завещания Владимира Мономаха, знают про «Домострой». В каждой из этих старинных книг встречали они малопонятные церковные слова: «амвон», «аналой», «солея», «хоругви», «потир» и другие. Необычное звучание их было наполнено древней, ускользающей тайной. Что бы все это значило?

«А в храм после экскурсии мы сможем зайти? — интеллигентно интересуется Светлана Ивановна перед началом встречи и, услышав утвердительный ответ, радуется. — Значит, все это мы увидим своими глазами: и алтарь, и амвон, и аналой? Девочки, представляете, как нам повезло!»

Прощаясь примерно через два часа, она тихонько говорит: «А вы заметили, какими задумчивыми вышли девушки из храма? Пусть теперь потихоньку «переваривают» то, что увидели и услышали. И, знаете, мы, наверное, придем еще, ведь это наша культура. Звоните!».

Весьма неожиданным для будущих учителей начальных классов оказалось знакомство с пра­ вославной женской гимназией. Разве была бы у них, студентов педуниверситета, возможность побывать здесь когда-либо, да еще всей группой сразу? Вряд ли. А в тот день их тут ждали. В роли радушной хозяйки выступала Елена Викторовна Зиновьева, организатор по воспитательной работе. Сразу за порогом гимназии, в фойе, первый тихий возглас удивления: в пролете лестничной площадки — большая икона Владимирской Божьей Матери с горящей лампадой и букетом цветов.

Как здесь необычно! Не скрывая любопытства, светские гости заглянули в классы, где сразу приметили красные углы — тоже с иконами. Прошли по коридорам, внимательно разглядывая фотографии с утраченными иркутскими храмами. Потом задумчиво постояли в гулком зале домового храма, где трепетно и нежно зву чали в это время церковные молитвы (шла репетиция клиросного пения). А после рассказа о буднях и праздниках гимназии, получили на прощанье еще один музыкальный подарок. Песни о душе и вере, о Святой Руси исполнили им под гитару выпускницы гимназии Нина Зиновьева и Таисия Поподько. И мир верующих людей, который доселе казался, наверное, многим из них таким странным и таким далеким (а кое-кому и вовсе диким!), вдруг стремительно приблизился к их сердцу.

«Раньше я думала, что там обучают монашек, но я ошиблась. Благодатная, особая атмосфера гимназии надолго оставила след в моей душе. Очень жаль, что в свое время я не знала о существовании такой гимназии. Теперь я подумала и решила, что в будущем своих дочерей отдам именно в такую школу», — написала одна из тех девушек, которая побывала здесь.

Кажется, совсем недавно под низкими сводами трапезной Спасского храма звучали торжественные речи и светлыми ручьями лились церковные песнопения. А вот уже и год учебный промелькнул— во мгновение ока. Много разных событий состоялось в этот срок. Несколько студенческих групп познакомились с уникальной настенной росписью собора Богоявления. Школьные учителя и вузовские педагоги побывали на встрече с Надеждой Михайловной Корольковой, познакомившей их с новыми дисками и видеофильмами по проблеме духовно-нравственного воспитания. (После этой встречи, по просьбе учителей обзор был повторен дважды). Интересно и живо провел в Спасском храме беседу о молодежных проблемах Артем Ермаков, член редколлегии журнала «Наследник». А наши юные, очаровательные экскурсоводы — Анастасия Сапранкова и Нина Манохина, освоили в это время новую, довольно сложную тему: «Символика православного храма», на которую, кстати, уже поступили заявки из вузов.

Заканчивается май — самое благодатное время для студенческих экскурсий. Вечерами у организаторов лектория и экскурсоводов — суматошный телефонный перезвон: «Какую тему экскурсии вы заказываете? Сколько человек будет в группе? Девушки, юноши? Какой факультет? Где встречаемся и когда?» Истекает последний месяц работы лектория, хотя экскурсии будут заказывать еще и в июне — студенты-заочники.

Невозможно рассказать обо всем, что было, да и не нужно. Конечно, были неудачи и «проле­ ты», как же без них? Но за прошедший год состоялось, пожалуй, главное. На предложение о сотрудничестве с православным студенческим лекторием откликнулись, в первую очередь, те преподаватели, которые в рамках своих учебных курсов, так или иначе, затрагивали вопросы, связанные с русской духовной культурой, ядром которой доныне является Православие. К нашей общей радости, для первого года, их оказалось не так уж и мало. Многие из них давно изучали православную культуру и также давно искали свою тропинку к святому храму. Ведь именно здесь жила и живет душа нашего народа.

Лия Ладик