В нашем храме вы можете оставлять записки для молебна за своих близких, умерших некрещеными, для передачи их в храм св. мч. Уара в селе Тихоновка.

Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, детской школы-интерната № 4 ждут крестных родителей. Пожалуйста, отзовитесь, добрые православные сердца. Обращаться в свечную лавку.

Тел: 8-914-88-973-73

Продолжаются встречи в КЛУБЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ по понедельникам, в 18 ч. Тел: 8-914-934-98-67.

Борющиеся со страстью пьянства могут прийти на собрание «анонимных алкоголиков». Узнавать у Юрия, тел.: 8-914-893-53-74.

В храме ведется сбор пожертвований для малоимущих жителей деревень: одежда, домашняя утварь, бытовая техника и т. п. Любую другую информацию, касающуюся храма, можно получить по телефону 20-15-52.

Воскресная школа для детей «Казачий спас». Руководитель — Александр Иванович Михалёв, тел.: 8-914-880-78-01.

 

Наш дивный, древний, вечный Спас

29 августа, в день нашего престольного праздника (перенесение Образа Спаса Нерукотворного) состоялась презентация книги «Спасская церковь». Великолепное издание отразило большой труд историков. И на презентации много говорилось о славном прошлом первого каменного здания Иркутска. О том, сколько он видел и пережил вместе со своими прихожанами за 300 лет. Да, важно хранить память, и спаси Господи тех, кто помогает нам не забывать подвига предков. Но именно память обязывает нас выполнить долг по сохранению самого храма. К сожалению, сегодня, в канун 350-летия «града иркуцкого», наш дивный древний «Спас» выглядит не лучшим образом. Хотя всю зиму храм стоял, огороженный высоким забором, где велись таинственные для большинства действа. Что же там происходило, и каковы перспективы возрождения храма Спаса Нерукотворного Образа? Об этом мы беседуем с заместителем директора ОГУ «Центр по сохранению историко-культурного наследия» Андреем Самбуровым (который осуществлял организацию и контроль работ), заведующей отделом археологии центра Ларисой Кондратьевой и настоятелем храма иереем Александром Беломестных.

Спасение Спаса

Андрей Самбуров: На сегодняшний день ситуация у нас такова: проведены комплексные научные исследования и инженерные исследования общестроительных конструкций и подземной части фундаментов. Начиная с прошлого года и по май нынешнего в Спасском храме проведены работы по усилению наружных стен фундамента, а также археологические спасательные работы. Организовали мы геодезический мониторинг за самим зданием. И сразу замечу, что когда было последнее землетрясение, мы сразу же, в тот же день сделали замеры: ни по вертикальным, ни по горизонтальным осям отклонений не обнаружено, то есть никоим образом храм не поврежден.

- Можно сказать, что укрепили фундаменты качественно и, главное, вовремя ….

- Да, наверное …. А были они в крайне плачевном состоянии. Там — бутовая кладка из песчаника, и за триста лет вследствие естественных процессов, а также несколько неправильных действий прежних реставраторов она значительно разрушилась. И дальнейшая эксплуатация здания на этих фундаментах вызывала большие опасения. Без их укрепления не могло быть и речи о дальнейших работах. Выполняла эту задачу реставрационно-строительная организация «Маковец», учрежденная Иркутской епархией. А еще были проведены очень большие работы по отведению вод от фундаментов. Если бы мы этого не сделали, то и вся работа по укреплению фундаментов была бы бесполезна. Там уже много лет после снесения Казанского Собора, когда Спасский храм оказался как бы в низине, фундаменты были сильно обводнены. Специально для храма специалистами «Иркутинвеста» были разработаны и установлены дренажные системы. После первого же ливня я бегом побежал смотреть, как они сработали, и был весьма удовлетворен, никакой воды у фундаментов не было: все воды уходят в галечный слой, и далее, как предусмотрено. На все проведенные работы затрачено около 16 миллионов рублей ….

- Можно сказать, что спасательные работы закончены? В основном, да. Сейчас еще сохраняется серьезная ситуация с цокольной частью колокольни. По сути, колокольня стоит на некоей пасте из извести и битого кирпича. Есть серьезные конструктивные нарушения в самом храме— трещины в арочных проемах, сводах. Всем этим сегодня занимается проектная организация, и я надеюсь, что в декабре у нас будет проект реставрации в полном объеме вместе с рабочей документацией.

В этом году мы также пригласили специалиста из Москвы, который обследовал живопись на внешних стенах храма. Однозначный вывод: живопись восстановлению подлежит, у него были случаи и худшего состояния.

Говорить, какие средства будут выделены, еще преждевременно. Потребности тоже обсчитываются в ходе проектных работ, но думаю, в любом случае потребуется более 100 миллионов рублей.

Находки археологов

Лариса Кондратьева: Исторически так сложилось, что при церквях в России всегда были приходские кладбища. Мы об этом знали. И для того, чтобы не нарушить захоронений в процессе строительных, реставрационных работ нами было принято решение извлечь и перезахоронить останки древних иркутян, чтобы память о первопроходцах, основателях Иркутска не оставалась под спудом.

Вначале мы провели разведку, чтобы примерно установить, где эти захоронения могут быть, а потом уже выполнили комплексные спасательные археологические работы. Помимо того, что мы в процессе работы обнаружили и сохранили останки первопоселенцев, мы еще изучили обряды, обычаи, традиции. Узнали, какие изменения в разные периоды истории происходили. Очень большая коллекция нательных крестов, что тоже многое рассказывает о социальном статусе и положении людей. У нас работали там антропологи из Москвы и Петербурга, они сделали анализ, который позволил узнать, чем наши предки питались, чем занимались, какие занятия превалировали.

Была у нас одна очень интересная находка — захоронение в отдельном кирпичном склепе. Мы вначале подумали, что это кто-то из священнослужителей, но потом поняли, что ошиблись. Сейчас устанавливается, какой сан предположительно мог иметь этот человек. Там сохранились пуговицы из чистого золота, которые не окислись, никаким образом не повредились.

Антропологи установили, что у него очень хорошие зубы, что говорит о правильном питании и уходе. Наверняка, это был человек, занимавший довольно высокий пост.

Вообще, объем работ с находками огромный. Сейчас все это находится в фондах исторического факультета Иркутского государственного университета, и когда закончатся исследовательские работы, будет решаться вопрос о перезахоронении.

Чтобы и нас помнили

Отец Александр: Я хочу уточнить: вопрос этот решается уже сейчас. По благословению архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима останки будут погребены в братской могиле с восточной стороны храма. Сделан эскиз памятного знака, который будет установлен на могиле. Сейчас идет сбор пожертвований на возведение этого знака. К этой работе подключился мэр города Иркутска Владимир Викторович Якубовский, за что мы ему очень благодарны. Но меня, как настоятеля, волнует и будущее самого храма. Все, что связано с его реставрацией и ремонтом, очень хорошо понимает директор Департамента по культуре Вера Ивановна Кутищева. Надеемся, что и депутаты нового созыва нашей областной Думы правильно оценят всю важность возрождения Спасского храма и утвердят сумму, достаточную для проведения всех необходимых работ. Думаю, что и город тоже не останется безучастным к судьбе своего самого древнего, самого знаменитого храма. Наши кружки для пожертвований поставлены сегодня. Как и в былые времена, как и всегда это было на Руси, мы должны строить и восстанавливать наши храмы всем миром. И, конечно, хотелось бы, чтобы глава нашего города возглавил и совет попечителей, который бы способствовал расширению круга жертвователей. В любом деле важно, кто стоит у руля. А мы, все прихожане Спасского храма, будем усердно молиться за здравие благодетелей, за успешность в их делах. И, представьте, как будет здорово, если через 300 лет наши имена будут точно так же вписаны в такую же замечательную книгу, презентация которой состоялась недавно.

 

«Итак, не забывайте, добрые прихожане и богомольцы, что на нас лежит обязанность сохранить Спасский храм, сей святой памятник старины Иркутска, для будущих поколений наших, подобно тому как нам сохранили его в целости и благолепии наши предки, потратившие на него немало денег и труда, а потому мы и не вправе утратить его».

Настоятель Спасского храма Константин Данилов, 1907 год