В нашем храме вы можете оставлять записки для молебна за своих близких, умерших некрещеными, для передачи их в храм св. мч. Уара в селе Тихоновка.

Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, детской школы-интерната № 4 ждут крестных родителей. Пожалуйста, отзовитесь, добрые православные сердца. Обращаться в свечную лавку.

Тел: 8-914-88-973-73

Продолжаются встречи в КЛУБЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ по понедельникам, в 18 ч. Тел: 8-914-934-98-67.

Борющиеся со страстью пьянства могут прийти на собрание «анонимных алкоголиков». Узнавать у Юрия, тел.: 8-914-893-53-74.

В храме ведется сбор пожертвований для малоимущих жителей деревень: одежда, домашняя утварь, бытовая техника и т. п. Любую другую информацию, касающуюся храма, можно получить по телефону 20-15-52.

Воскресная школа для детей «Казачий спас». Руководитель — Александр Иванович Михалёв, тел.: 8-914-880-78-01.

 

Сияй, святая русская Сибирь!..

Ну-ка, матушка

Октябрь для Иркутска месяц особенный. Он приносит с собой «Сияние России», праздник, который проводится только у нас. Напомним историю его возникновения. Это было в самом драматичном для новейшей истории году— 1993-м. После «криминальной революции», после страшной национальной драмы у Белого дома, которую демонстрировали на весь мир в прямом эфире, перемежая кадры расстрела из танков рекламными роликами, мы не знали, как можно жить дальше. Мы шли к храму, а нам перегородили дорогу танками, кровавой улицей, где знаменитый виолончелист играл бравурный марш победы. Чьей над чем? И вот в это время два недюжинных русских человека — писатель Валентин Распутин и певец, живущий в Австралии, Александр Шахматов, решили впервые организовать Дни русской духовности и культуры. Для того чтобы поддержать дух земляков, показать, что Русь жива и она — в руках Божиих, под покровом Богородицы. А нашествие бесовских сил ни что иное, как новое испытание нашей крепости. Тогда к нам прибыл первый духовный десант из Москвы, состоявший из представителей журнала «Наш современник», писателей, актеров. С тех пор постоянными гостями Иркутска стали ансамбль «Пересвет», хор Свято-Данилова монастыря, народные певицы Евгения Смольянинова и Татьяна Петрова. Никогда не забудут иркутяне тот необыкновенный, вдохновенный порыв, который поднимал всех с мест, когда Петрова выпевала, вымаливала, взывала:

По церквям запустенье и тлен,

Без царя голова,

без креста душа ….

Ну-ка, матушка,

встань с колен —

Надо сделать последний шаг! И в нынешние Дни русской духовности и культуры «Сияние России», которые проводились в Иркутской области 15-й раз, Татьяна Петрова была снова с нами, и ее голос снова радовал и вдохновлял сибиряков.

Знаменательно, что «Сияние России» всегда начинается у стен первого иркутского храма — Спаса Нерукотворного Образа. В крестном ходе, посвященном этому замечательному событию, приняли участие многие наши прихожане.

В Дни русской духовности и культуры состоялись две презентации книг наших выдающихся земляков — писателя Валентина Распутина и этнографа, исследователя народной нематериальной культуры Галины Афанасьевой-Медведевой.

«Земля у Байкала»

Так называется новая книга-альбом Валентина Распутина, выпущенная издателем Геннадием Сапроновым. Как и предыдущая работа подобного плана «Сибирь, Сибирь.…», состоит она из рассказов и публицистических статей писателя, богато оформленных фотографиями известных иркутских фотохудожников. Правда, сам Валентин Григорьевич увидел этот труд впервые на презентации и с огромным любопытством его рассматривал. А затем высказал сомнение в целесообразности дальнейшего выпуска книг такого большого, а главное, тяжелого формата. Хотя, конечно, присутствующие гости постарались разуверить его. В эпоху, когда человека отучили и отлучили от книги, его может привлечь как раз такое — зрелищное издание. А там, глядишь, вчитается, и поймет суть написанного. Поймет, что такое говорит писатель Распутин. Ибо, как выразилась одна поэтесса:

— Я радуюсь за нацию, за то, что в моем народе в XX веке появился этот человек, который один повернул мозги думающей интеллигенции к тому, что с ней произошло, сказал это на доступном человеческом языке. Он не только писатель хороший, он — человек, который нас вернул себе ….

Среди давних поклонников таланта Распутина и его друзей — архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим. Обращаясь к писателю и читателям, владыка сказал:

— Книги сегодня нужны всякие, и малые, которые можно читать всем и везде. Нужны также и такие вот — большие, которые будут храниться как ценность в библиотеках. Вообще, книга нужна и все разговоры о том, что скоро их на бумажных носителях не будет, а будут только на электронных, во-первых, вызывают тревогу, а во-вторых, они несостоятельны. Книга будет, потому что, кроме всего прочего, книга имеет еще и некоторый мистический характер. Не случайно с древних времен книги так дорого стоили и так высоко почитались. Вспомните Нестора-летописца, вспомните переписчиков книг, которые так бережно, с такой любовью трудились над созданием рукописных изданий. Что касается непосредственно ваших произведений, Валентин Григорьевич, то именно они научили меня любить деревню, любить природу, они заставили меня задуматься о Байкале, понять, что это не просто лохань воды, а явлени е …. А еще они научили меня любить простоту ….

Слово, определяющее бытие

Побывал владыка и на другой презентации, где представлялись третий и четвертый тома «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири». Два объемистых тома заняли слова (с иллюстрационными рассказами) всего лишь на одну-единственную букву— «Б». Почему так получилось, объяснила автор — кандидат филологических наук Галина Афанасьева-Медведева:

— Конечно, это не случайно, ведь именно с этой буквы начинается самое главное слово, определяющее все бытие. Это слово — Бог, и все что с ним связано в представлениях и жизни народа. В третьем-четвертом томах представлены тексты, иллюстрирующие приверженность народа вере Православной, которую невозможно было искоренить ни разрушением церквей, ни репрессиями, ни насаждением атеизма. На этой вере зиждется вся нравственность народа, а нравственность определяет все поступки, все действия, все взаимоотношения между людьми. Вот пример: «По миру их много здесь ходило прохожих. Один выходит, другой заходит. Богомаз, помню, все ходил, борода бела, иконы делал за кусочки. А у нас тятя всегда пускал: нас самих много, на полу спим, и его пустим, богомаза-то. Какой-нибудь потничишко постелет и спит. Нишших-то много было. Просили: «Ну покормите». А жалко же как не накормишь?! Другой уж раз некуда, пол-то весь в ребятишках, негде спать-то, а богомаз-то этот голову на поленья положит и спит возле печки. Лишь бы уснуть в тепле. Тятя ему скажет:

Ты подтапливай холодно будет.

Покормит его. Поест. Ешшо краюху хлеба даст. Шли, шли, всякие ходоки шли…»

За три года, сколько выходит «Словарь говоров…», замечено: почти всякий человек, даже казалось бы далекий от народа, читая бесхитростные, но потрясающие своей правдой и искренностью рассказы, как бы пробуждается, возвращается к своему истоку, понимает, что здесь, только здесь— доступная ему истина. Именно читая этот «Словарь…», вспоминаешь начало «Евангелия» от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было — Бог». Слово это ведь вторая ипостась Бога, Сам Христос.

— Есть в этом нечто таинственное, вызывающее недоумение, — сказал владыка Вадим. — Почему Слово? Почему не что-то иное? И вот, вчитываясь в тексты этих книг, начинаешь понимать — почему ….

Владыка от имени епархии преподнес в дар автору Словаря икону Божией Матери «Одигитрия» — Путеводительница. Ведь Галина Витальевна все время в пути, и не только в творческом, но и буквально. Нет месяца, когда бы она не выезжала в ту или иную деревню, стремясь успеть взять и передать потомкам главные богатства нашего народа.

Остается лишь выразить сожаление, что на презентации был представлен единственный вышедший — сигнальный — экземпляр двух томов. На печать остальных в бюджете Министерства (теперь уже) культуры Иркутской области не оказалось средств …. Поэтому остается актуальным вопрос, который нам уже не однажды приходилось поднимать на страницах печатных изданий — о необходимости создания Центра народной культуры, а также специального Фонда по изданию бесценного сокровища — «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири».

Зоя Горенко