Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, детской школы-интерната № 4 ждут крестных родителей. Пожалуйста, отзовитесь, добрые православные сердца. Обращаться в свечную лавку.

Тел: 8-914-88-973-73

Борющиеся со страстью пьянства могут прийти на собрание «анонимных алкоголиков». Узнавать у Юрия, тел.: 8-914-893-53-74.

Воскресная школа для детей «Казачий спас». Руководитель — Александр Иванович Михалёв, тел.: 8-914-880-78-01.

 

Христа ради юродивый

Некогда в городе Махнове Киевской губернии и уезда в семье священника Андрея Горенковского родились близнецы: Фома и Каллиник. К глубочайшему изумлению матушки Евфросинии, жены священника, старшенький с первых же дней наотрез отказался от груди ее и от любого другого молока, принимая лишь картофельную жижу, разваренную репу и морковь. Мать не увидела Промысла Божия в поведении младенца и, прислушиваясь к пересудам суеверных соседок, тайно, затворившись от мужа, решила избыть дитя, приказав служанке бросить его в воду. Сколько служанка ни просила, сколько ни увещевала Евфросинию Божиим гневом,— ожесточенная женщина была неумолима. Ранним утром подкупленная служанка взяла Фому на руки, побежала к реке и, осенив малютку крестным знамением, бросила в воду. Дитя, охраняемое Божиим Промыслом, вынырнув, пристало к противоположному берегу, где волны речные вынесли его на земную поверхность. Служанка, переплавившись, повторила попытку, бросив ребенка в реку во второй раз. Волны подхватили Фому и перенесли его вверх по течению, к острову, бережно опустив на сыпучий песок. Несчастная женщина перешла реку вброд и, пролив слезы покаяния, вернула младенца матери. Тогда обезумевшая Евфросиния сама побежала к реке, чтобы предать ей свое дитя. Вы думаете, оно утонуло? Колеса мельницы, находившейся поблизости, задержанные неведомой силой, остановились, и мельник, спустился в воду и спас неизвестного страдальца, плавающего посреди водоворота. Служанка, следившая за действиями одержимой матери, рассказала о трех чудесах отцу. Там, где одни видят святость, — другие находят дьявольское наваждение. Огорченный отец тайком от жены отдал дитя на воспитание наемной женщине, а перед уходом в вечность, завещал его сердобольному мельнику. Слух об этом событии быстро распространился в народе. Один зажиточный обыватель упросил мельника отдать ему ребенка на воспитание и в скором времени усыновил его. Но второй отец Фомы вскоре скончался, и младенец, гонимый судьбой, не достигший 3-летного возраста, оказался круглым сиротой.

Наверно, некоторые уже поняли, что речь идет о преподобном старце Феофиле, иеросхимонахе, Христа ради юродивом подвижнике и прозорливце Киево-Печерской Лавры. В этом месяце Православная Церковь отсчитала 220-летний юбилей со Дня его рождения и 155-летний— с момента ухода в вечность. Я не стану переписывать «Сказание», составленное Владимиром Зноско. Напишу лишь, что намного раньше согбенных мужей понял юный страдалец, что не для радости и счастья рождаются на земле люди. Человек рождается на страдания, и радость жизни его заключается в оказании помощи таким же бедствующим. Будучи иноком Киево-Братского монастыря, и за строгую жизнь возведенным в сан иеродиакона, Феодорит (он же Фома), чуждый всякого стяжательства, свою трапезную и денежную дань от кружечного дохода отдавал странникам, убогим и нищим, оставаясь без пищи по два-три дня. Пятнадцатилетнее послушание (с 1812 г.) было отмечено рукоположением Феодорита 6 февраля 1827 г. во иеромонаха в чине эконома Братского монастыря. Как же на это светлое событие ответил служитель? Он незамедлительно подал прошение на увольнение от экономских занятий и попросил разрешение удалиться в пещеры, выкопанные еще преподобным Феодосием. Полученный отказ направил Феодорита на путь особого подвижничества. Он принял на себя подвиг Христа ради юродства, следуя словам великого апостола: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым» (1 Кор. 3:19). В образе телесной смерти, в схиме послужил Богу благочестивый инок с именем Феофил. А за особенное усердие и пламенную любовь к Всевышнему награжден был дивной прозорливостью и силою молитв. Опишу лишь один случай из «Сказаний», составленный по воспоминаниям старожилов из киевлян и старцев Киево-Печерской Лавры. Сестры Фловорского монастыря, расположенного пососедству, ежедневно ходили за чистой водой на Днепр. Поскольку путь их лежал через Братский монастырь, по приказу игуменьи, требовалось взять благословение у старицы. Однажды одна молодая послушница, пользуясь ее отсутствием, ушла за водой без благословения. (Кому-кому, а автору этого обозрения хорошо известно, что значит пуститься в путь без благословения… Отправившись с сыном этим летом на Алтай без благословения батюшки, я не была допущена до исповеди и причастия прозорливым настоятелем Храма Бориса и Глеба в поселке Яровое.) А молодая послушница Фловорского монастыря, зачерпнув воды из Днепра, поскользнулась, упала и уронила в воду ключ от кельи, который держала в руке. «Так тебе и надо, глупая …. Не будешь в другой раз без благословения ходить…»,— напутствовал ее взявшийся ниоткуда блаженный Феофил. Он взял ведро, нагнулся к реке и, осенив посуду крестным знамением, зачерпнул воду с потерянным ключом на дне.

Неспроста нам, маловерным, явился сей светильник в «свешнице». Чтобы мы, пресыщенные знаниями, увидели через юродство человека Божия, чтобы уразумела Русь о делах его, и через дела его задумалась о предназначении своем. Будучи мирен сердцем и кроток духом, даже Господу не жаловался Феофил на своих хулителей и врагов, ограничиваясь крестною молитвою: «Господи, отпусти им, не ведят бо что творят». А спасение души матери своей вымолил светильник еще отроком. Ибо что может быть сильнее чистой детской молитвы?!

 

Сказание о преподобном старце Феофиле, иеросхимонахе, Христа ради юродивом подвижнике и прозорливце Киево-Печерской Лавры / сост. В. Зноско. — Киев: О-во любителей правослов. лит. : Изд-во им. святителя Льва, папы Римского, 2003. — 255 с. — По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины.

Елена Кожевникова