В нашем храме вы можете оставлять записки для молебна за своих близких, умерших некрещеными, для передачи их в храм св. мч. Уара в селе Тихоновка.

Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, детской школы-интерната № 4 ждут крестных родителей. Пожалуйста, отзовитесь, добрые православные сердца. Обращаться в свечную лавку.

Тел: 8-914-88-973-73

Продолжаются встречи в КЛУБЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ по понедельникам, в 18 ч. Тел: 8-914-934-98-67.

Борющиеся со страстью пьянства могут прийти на собрание «анонимных алкоголиков». Узнавать у Юрия, тел.: 8-914-893-53-74.

В храме ведется сбор пожертвований для малоимущих жителей деревень: одежда, домашняя утварь, бытовая техника и т. п. Любую другую информацию, касающуюся храма, можно получить по телефону 20-15-52.

Воскресная школа для детей «Казачий спас». Руководитель — Александр Иванович Михалёв, тел.: 8-914-880-78-01.

 

Победить «сокрытую змею»

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны.

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Как часто мне она приходит на уста

И падшего живит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья.

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Дорогие братья и сестры!

С постом! С молитвой! С самого начала Великого поста говорим мы эти слова друг другу при встрече, а в будние дни повторяем слова удивительной, сколь короткой, столь и емкой, молитвы великого подвижника — святого «отца-пустынника» Ефрема Сирина.

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй мне, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Открываем мы наш великопостный выпуск стихотворением Александра Сергеевича Пушкина, который сделал поэтический перевод этой молитвы. Тот же текст, который произносится в церкви, есть перевод подстрочный. Наверное, не все знают, что святой Ефрем Сирин был также поэтом. Вот что пишет исследователь творчества Пушкина В.Старк: «Литературное наследие Ефрема Сирина довольно значительно — это стихи, песни, проповеди и религиозно-философские трактаты. Всего им написано свыше тысячи произведений. Он был первым поэтом, писавшим семистишиями, которые и принято называть «сиринской строфой». Самым известным его поэтическим созданием является выбранная Пушкиным молитва «Господи и Владыко живота моего…».

Русский поэт восстановил поэтическую форму этого гениального творения, расположив текст молитвы именно в семи «сиринских строфах», при этом ничуть не нарушил церковного — молитвенного — звучания и настроя.

Думается, читателям небезынтересно узнать о некоторых нюансах пушкинской интерпретации. Вообще, все положения молитвы переданы без всяких изменений. Одно только «нарушение» — особый акцент на «любоначалие», которое поэт называет «змеей сокрытой», чего нет в оригинале. Что же это за грех такой, и почему Пушкин выделял его из всех прочих? Да и почему сам святой Ефрем придавал ему такое значение? Любоначалие — это ведь, согласно словарю, «властолюбие, страсть начальствовать над другими». Трудно представить, что с юности избравший путь пустынножительства монах, или гениальный поэт впрямую когда-либо желали начальствовать над людьми, то есть ставить их в жесткую зависимость от своих решений и повелений. Из жития св. Ефрема известно, что «…один раз народ хотел схватить его и насильно поставить во епископы. Ефрем, узнав об этом, притворился юродивым и начал бегать по площади, влача за собою свою одежду, как безумный, — схватывал продаваемые хлебы и овощи и ел. Видя это, люди сочли его помешанным, а он бежал из города и скрывался, пока не был поставлен другой епископ на то место, на которое его хотели поставить»

Ну, а Пушкин? Помните?

На свете счастья нет, но есть покой и воля!

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, задумал я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег.

Для человека духовного «покой и воля» превыше всякого житейского счастья, превыше всего. «Руководящий пост», сопряженный, кроме всего прочего, с огромной ответственностью, не приемлем для творческой личности вообще.

Но не могли же оба поэта судить о коварстве любоначалия умозрительно, то есть, глядя на других людей, а не по своему собственному опыту? Конечно, нет. «Любоначалие» здесь, во-первых, понимается как грех гордыни — тщеславия, желания властвовать именно над умами и душами. Ведь оба при жизни были громко прославлены среди людей. И уберечься от тайного, «сокрытого», самолюбования в таких условиях чрезвычайно трудно, особенно, конечно, человеку мирскому, каким был Пушкин.

Это одна сторона. А другая заключается в том, что «любоначалие» проявляется еще и в отношении к существующим мирским властям. Чинопочитание, лесть, мандраж перед «сильными мира сего», слепая покорность так же противны Богу, как и чрезмерное возмущение, ненависть и попытки мирскими способами побороться с земной несправедливостью. И, по всей видимости, как раз эта сторона «любоначалия» в то время волновала поэта больше всего. Ведь стихотворение написано в июле 1936 года: до Черной Речки оставалось чуть более полугода, то есть конфликт с властвующим «двором» уже разгорелся. «Отцы пустынники…» появились в день памяти св. Марии Магдалины. И они стали частью цикла, куда вошло малоизвестное стихотворение, которое так и называется «Мирская власть», а также «Подражание итальянскому» — о встрече Иуды с диаволом в аду. Предлагаем читателям самим найти эти стихотворения и поразмышлять над ними (желательно на страницах газеты). Уверяем, для ума и души это полезная пища. Хотя, конечно, никакие размышления не заменят молитву, особенно великопостную — св. Ефрема Сирина. И недаром же великий Пушкин обратился к ней в самое тяжелое для себя время выбора, когда в душе его шла страшная, напряженная духовная брань. За то и послал Господь ему пред кончиной всецелое покаяние и просветление. «Он исполнил долг христианина с таким благоговением и таким глубоким чувством, что даже престарелый духовник его был тронут и на чей-то вопрос по этому поводу отвечал: «Я стар, мне уж недолго жить, на что мне обманывать? Вы можете мне не верить, когда я скажу, что я для себя самого желаю такого конца, какой он имел» (из воспоминаний кн. Ек. Мещерской-Карамзиной).

У каждого из нас своя «сокрытая змея», даже целый ворох змей, обвивающих наши бедные невежественные души. Но пусть вдохновляет нас пример борьбы и победы над ними не только отцов-пустынников, но и таких страстных натур, какова была у Александра Сергеевича Пушкина, творчество которого мы, к сожалению, плохо знаем.

Редколлегия