В нашем храме вы можете оставлять записки для молебна за своих близких, умерших некрещеными, для передачи их в храм св. мч. Уара в селе Тихоновка.

Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, детской школы-интерната № 4 ждут крестных родителей. Пожалуйста, отзовитесь, добрые православные сердца. Обращаться в свечную лавку.

Тел: 8-914-88-973-73

Борющиеся со страстью пьянства могут прийти на собрание «анонимных алкоголиков». Узнавать у Юрия, тел.: 8-914-893-53-74.

Воскресная школа для детей «Казачий спас». Руководитель — Александр Иванович Михалёв, тел.: 8-914-880-78-01.

 

Когда восторг не выразить словами

Нет ничего более несовместного с духом века сего, более антигламурного, противостоящего галантерейщине и глянцу, более оппозиционного модным среди недоверков веяниям, чем церковная жизнь вообще и колокольный звон в частности. Ведь в церкви, особенно во время богослужения, мы имеем дело с сущностью бытия, с глубинными основами существования человека — с жизнью и смертью. В церкви всё по большому гамбургскому счету, всё по самой крупной мере. Здесь не мельчат, не мельтешат, не суетятся. Здесь не прекращается разговор о самом главном: о жизни и смерти, о понятиях прочно связанных не взаимоисключающих, но взаимодополняющих. Православный человек не боится смерти, поскольку для него смерть — это способ родиться для жизни новой, жизни с Богом. Смерть не ужасает, не отталкивает, напротив, приближает долгожданную встречу с Пресвятой Троицей, беспредельно любящей нас. «Ибо для меня, — говорил апостол Павел, — жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил. 1, 21).

Проиллюстрирую сказанное примером из богатой колокольной палитры. Такие виды звона, как перебор и перезвон, крайне различны, диаметрально противоположны по отношению друг к другу. Перезвон, употребляемый перед водосвятием, перед литургией в храмовые праздники, к выносу креста, плащаницы — это поочередные удары по убывающей траектории: от самого большого колокола к самому малому, что символизирует умаление Бога Сына, снизошедшего до человека ради нашего спасения. Перебор же, напротив, производят от самого малого колокола последовательно до самого большого. Это звон погребальный, похоронный, изображающий взросление-возрастание человека от младенчества через зрелость к завершенности жизненного пути, к кончине, что и обозначается итоговым ударом во все колокола разом. Таким образом, перебор и перезвон соприкасаются-совпадают в крайних точках: там, где заканчивается перебор, начинается перезвон. И наоборот. «По установившейся практике на Утрени Великой субботы совершается шествие с плащаницей вокруг храма. При чем бывает звон в перебор по похоронному, а когда войдут во храм, бывает звон во вся, краткий Погребальный Господский перезвон (вот видите, и перезвон может быть погребальным — А.И.) : начиная с самого большого колокола по одному удару косно до самого маленького. По положении плащаницы один трезвон. Этот перезвон символизирует обнищание, умаление Спасителя». Так написано в Типиконе, то есть Уставе церкви. Указание Типикона на «тяжкая и великая» и «звон во вся» следует отнести к самому выносу плащаницы.

Пасхальное празднество — это не только торжество духовности, но и безмерная радость земного существования, обновленного и освященного, оправданного и осмысленного.

Это и облегченный вздох признательного Богу человека, раздавленного тяжестью собственной плоти со времен прародительского грехопадения, но отныне освобожденного и усыновленного Небом. Пасха — это самое острие бытия, средоточие его смыслов и проявлений. Здесь — точка отсчета и точка опоры самой человеческой истории. И уже не хватает слов. И уже недостаточно хвалебных песнопений и молитвенного безмолвия. Всё наше плотское чувственное существо вибрирует каждой обновленной клеткой, страдая и томясь от невозможности приять и усвоить нетварный Свет и нечеловеческое Слово! И нужны иные средства выразительности! И умолкают голоса, и уступают право благовествовать колоколам.

И вот торжествующий звонарь от избытка чувств и мыслей, переполняющих его благодарную душу и боголюбивое сердце, возносит к Небесам хвалу Спасителю теми средствами, которые предоставляют ему кампаны, эти «звучащие иконы», эти «молитвы в бронзе». А средства есть! Тысячелетняя православная традиция накопила такое богатство видов, рисунков и фигур звона, что освоить их не удается и за всю сознательную жизнь!

«На вынос плащаницы совершается перезвон. По окончании — трезвон. Звон к Пасхальной Утрени : 23.50 — праздничный благовест. 23.55 — начало красного трезвона (при выходе Крестного хода). При остановке Крестного хода останавливается и трезвон для чтения Евангелия. Окончание трезвона при пении канона на Утрени. По окончании Литургии совершается праздничный трезвон. Во все службы Светлой Седмицы совершается праздничный трезвон».

Из Устава колокольных
звонов одной из церквей

В пасхальном звоне прежде всего обращаешь внимание на его бессчетное многоголосие. Попеременно и разом, восторженно и неустанно колокольные языки возглашают о своей сопричастности к великому священнодействию. И, кажется, будь их на колокольне стократно больше, и тогда сожалели бы мы о том, что их всё еще недостаточно для выражения неизреченной Вселенской радости, и хотелось бы усилить и умножить этот хор бронзовых голосов, чтобы благовествовать и трезвонить еще шире, громче, распевнее, пронзая и сотрясая поддатливые воздуха могучим гулом и гудом, побуждая сердца вздрагивать, трепетать и взмывать к небу в тон, в такт, в лад колоколам! Аллилуиа! Имеющий уши да услышит это славословие в колокольных раскатах!

А сколько рук, искусных и необученных, тянется в Светлую седмицу к колоколам! Сколько душ тяготится своей немотой! Сколько сердец стремится озвучить переполняющую их радость!

Пасхальный звон звучит в связи с самым великим торжеством для православного христианина, поскольку в этот день утверждается окончательная победа жизни над смертью, победа бытия над небытием. Ведь Спаситель преодолел смерть и воскрес, «смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», как поётся в пасхальную ночь торжествующими христианами. Эта глубина мироощущения в крайних предельных проявлениях духа и привлекает нас, звонарей, к этому богоугодному действу.

Звонарь всегда молится перед звоном и тем самым он испрашивает у Господа благословения и приглашает Духа Святого, Царя Небесного участвовать в этом священнодействии. Благовест всегда освящен свыше. И неслучайно соответствующий нашей радости о Господе распев колоколов называется красным звоном, что значит красивый, благозвучный, светлый. И звучит в Пасху, в этот Праздник праздников целодневный жизнеутверждающий звон:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Александр Ипполитов,
звонарь