В нашем храме вы можете оставлять записки для молебна за своих близких, умерших некрещеными, для передачи их в храм св. мч. Уара в селе Тихоновка.

Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, детской школы-интерната № 4 ждут крестных родителей. Пожалуйста, отзовитесь, добрые православные сердца. Обращаться в свечную лавку.

Тел: 8-914-88-973-73

Продолжаются встречи в КЛУБЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ по понедельникам, в 18 ч. Тел: 8-914-934-98-67.

Борющиеся со страстью пьянства могут прийти на собрание «анонимных алкоголиков». Узнавать у Юрия, тел.: 8-914-893-53-74.

В храме ведется сбор пожертвований для малоимущих жителей деревень: одежда, домашняя утварь, бытовая техника и т. п. Любую другую информацию, касающуюся храма, можно получить по телефону 20-15-52.

 

Церкве Христовы светильницы, всея России украшение, святии вси, в земли Сибирстей просиявшии, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Тропарь Собору Сибирских святых

Мы - угольки угасшего пламени

Дорогие братья и сестры!

Календарное лето началось у нас с великого праздника Пресвятой Животворящей Троицы и особого почитания одной из Ее ипостасей— Духа Святого, Утешителя, помощника человека созидающего, творящего, радующегося всякому проявлению жизни, созданной Богом. Примером этого созидания и радости о Господе являются для нас люди, стяжавшие Дух Святой, достигшие совершенства, святости. Неслучайно Святой Церковью установлено в первую неделю по Троице почитание всех православных святых, а во вторую — всех святых, в земле Российской просиявших. Как сказал в своей проповеди священник нашего храма отец Константин Мануйлов, этот день должен быть великим праздником для всей нашей страны, для всех нас, потомков и наследников Святой Руси. Ибо молитвами наших великих и малых предшественников, предстоящих пред Господом, мы живем и надеемся на спасение. Но давайте посмотрим вокруг и в свое сердце и скажем себе — стал ли он таковым для меня. И, увы, услышим печальный ответ: «Нет». К сожалению, большинство из нас, воцерковившись, воспринимает церковную жизнь только как часть общей, а не наоборот, как следовало бы. Это и отличает нас от наших предков, о которых мы очень мало знаем. А узнавая что-то, изумляемся, подобно тому как изумился когда-то греческий архидиакон Павел Алеппский, путешествовавший в XVII веке со своим отцом патриархом антиохийским Макарием на Русь. Он оставил об этом свои записки, в которых свидетельствует, что русские «ежедневно и в каждом приходе все присутствуют в своей церкви: мужчины, малые дети и женщины… Во всех их церквах выходят от обедни только после третьего часа, до которого они постятся… Всему этому причина— их великое желание постоянно бывать у церковных служб… У них это считается обязанностью, которую они ежедневно исполняют».

При этом богослужения отличались такой продолжительностью, что это неоднократно становилось поводом для самых искренних жалоб и сетований Павла Алеппского. Будучи на Украине, он писал: «Представьте себе, читатель, они стоят от начала службы до конца неподвижно, как камни, беспрерывно кладут земные поклоны и все вместе, как бы из одних уст, поют молитвы; и всего удивительнее, что в этом принимают участие и маленькие дети. Усердие их к вере приводило нас в изумление. О, Боже, Боже! Как долго тянутся у них молитвы, пение и литургия!»

Антиохийские гости, не привыкшие к многочасовым богослужениям, «тяжко страдали», выходя из церкви «едва волоча ноги» и «умирая от усталости».

По большим праздникам, пишет архидиакон Павел, «мы выходили от обедни только перед закатом, и когда мы еще сидели за столом, начинали уже звонить к вечерне, мы должны были вставать и идти к службе. Какая твердость и какие порядки! Эти люди не скучают, не устают, и им не надоедают беспрерывные службы и поклоны, причем они стоят на ногах, с непокрытою головой при… сильном холоде, не ропща и не скучая продолжительностью служб, которые до крайности длинны».

… Что же касается того, с каким усердием русские верующие люди участвовали в службах Великого поста, то достаточно привести только одно свидетельство. В среду, во время чтения великого канона преподобного Андрея Критского, в 1656 году все присутствовавшие в церкви москвичи положили, по подсчетам Павла Алеппского, более тысячи земных поклонов, не считая поклонов до и после канона! У Павла Алеппского по этому поводу часто вырываются замечания, что «все они, без сомнения, истинно святые…».

После всего этого понятно, как могли наши предки освоить безграничные сибирские просторы, без дорог, без приспособлений, без транспортных средств. На все случаи у них была единая подмога— молитва, такой силы, что на нее не мог не откликнуться Господь.

А теперь, дадим себе отчет, что у нас осталось от тех святых людей, какая микроскопическая частичка …. Но все же, если мы сегодня в Церкви, она осталась, искорка, засыпанная пеплом наших грехов — гордости, лени, уныния. Господи, помоги нам не погасить ее, но возвеличить хотя бы до малого огонька.

23 июня мы должны были отметить и еще один значительный праздник — Собор Сибирских святых, учрежденный в 1984 году патриархом Пименом. В составе Собора значится 31 именя. Из них нам тоже знакома едва ли половина. А почитаем мы и того меньше, собственно говоря, только великих наших святителей — Иннокентия (Кульчицкого) и Софрония, да святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, уроженца деревни Анга Качугского района. Но, кроме них, в списке есть еще, по крайней мере, пять человек, которые имеют к Иркутску самое непосредственное отношение. Во-первых, это преподобный Синессий, сподвижник и друг святителя Софрония. Это удивительный, возможно даже единственный случай, когда человек достигает святости в качестве друга!

Еще один святой «сибиряк» — святитель Мелетий, архиепископ Харьковский, проведший на иркутской кафедре подобно святителю Иннокентию четыре года, за которые ему тоже немало удалось сделать. И еще один Мелетий, епископ Рязанский и Зарайский, стяжал святость на земле иркутской. Многим известно имя пустынника Варлаама Чикойского. Но далеко не все знают, что и он побывал в Иркутске, еще будучи Василием Федотовичем Надежиным, вызванный к архиепископу Михаилу для «проверки». Пообщавшись с подвижником, владыка велел ему принять постриг в Троицком Селенгинском монастыре и продолжать свои подвиги.

И, наконец, настоящим открытием для нас при исследовании списка Собора стало имя святителя Герасима, епископа Астраханского и Енотаевского.

Оказалось, что родом и воспитанием он, как и святитель Иннокентий (Вениаминов) произошел непосредственно из иркутской глубинки.

Поэтому мы решили опубликовать выдержки из его жития в нашей газете.

И еще об одном сибирском святом — Феодоре Томском, чья икона с частичкой мощей находится в нашем храме вы можете прочесть здесь.

P.S.: В статье использовано исследование протоиерея Льва Лебедева.