Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, детской школы-интерната № 4 ждут крестных родителей. Пожалуйста, отзовитесь, добрые православные сердца. Обращаться в свечную лавку.

Тел: 8-914-88-973-73

Борющиеся со страстью пьянства могут прийти на собрание «анонимных алкоголиков». Узнавать у Юрия, тел.: 8-914-893-53-74.

Покровский храм в Каменке с благодарностью примет любые пожертвования: деньги, церковную утварь, мебель, строительные материалы, книги и т.д. Обращаться к отцу Марку по тел.: 8(924)600-82-08

 

Каменка ждёт наших молитв

 Накануне праздника группа наших прихожан побывала в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Каменка Боханского района.

В нашем храме богослужения идут всего лишь около трёх лет. Но уже трое спасских алтарников были хиротонисаны и служат сейчас в других храмах епархии. Отец Вячеслав Голиков — иереем в храме Казанской иконы Божией Матери, отец Евгений Ковалев — дьяконом в храме Веры, Надежды, Любви. А у отца Марка Зуляра была заветная мечта — служить в деревне. Вот и благословился он у Владыки, и поменял городской Князе-Владимирский храм — красавец, с вековой историей — на скромную, недавно выстроенную церковку в селе Каменка. На молодого священника сразу обрушился огромный груз ответственности и масса трудностей. Надо построить храмы и в Бохане, и в Олонках, и в Казаченском, создать в них приходские общины и решить проблему с проживанием собственной семьи. Хочется помочь ему хотя бы немного. Не чужой ведь, да и дело не личное, Божье. Поехали мы к нему в конце сентября — проведать, разведать обстановку и по возможности, помочь. Собрались на трех машинах: певчие, Сергей Черемисов — как профессиональный алтарник-консультант, Виктор Михайлович Белоусов с неизменным штурманом Анной (незаменимые наши ангелы-спасатели-выручатели), Юлечка Апухтина — со свечками, книжками, журналами и я — с надеждой почитать на службе и с тайным желанием присмотреть место для приходского лагеря.

Дорога до Каменки не трудная. Асфальт почти до конца. Но край не близкий, и потому в пути можно и правило к причастию прочитать, и полюбоваться красотами природы, и варварству человеческому ужаснуться, и поразмышлять о человеческом предназначении, ответственности и безответственности. Край богатый, богато жил и народ — много домов крепких, красивых, с ухоженными усадьбами. Но наряду с этим — и запущенные, заброшенные: как дома, так и фермы, бывшие предприятия, учебные заведения. Нельзя остаться равнодушным. По какому злому умыслу, по чьей злой воле свершалось всё это? За какие грехи Господь попустил нам лишение разума, воли и любви к себе и к своему краю, чтобы вот так впасть в запустение?

…История Каменки своим началом уходит в XVII век. В 1669 году в устье реки Иды по просьбе ясачных людей (бурят) был поставлен Идинский острог — первое русское поселение в Боханском районе. Здесь через Ангару была переправа, частенько наезжали монголы и грабили бурят, поэтому они и попросили защиты. Первоначально в остроге было 20 жителей — 8 казацких дворов. Со временем образовалось две слободы: Подострожная и Верхнеострожная. Название села Каменка появилось в конце 18 века, после экспедиции Гмелина, который и дал ему имя. В 1956 году, когда началось строительство Братской ГЭС, село поднялось выше. Получается, что оно как бы вновь отстроенное, поэтому в нем и нет старых домов. Село полностью обеспечивало себя. Было здесь три постоялых двора, кузнечная слобода (ниже по течению добывали железо), мельница, колбасный цех, шорная и пимокатная мастерские. Служили людям и две церкви: Пресвятой Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы, и более 3000 прихожан служили Богу. Была еще и мечеть (небольшое количество татар живет здесь до сих пор). Надо отметить, что село было проезжим, и поэтому люди психологически легко принимали чужих, жили дружно, без межнациональной вражды. Видимо поэтому село росло и богатело. В годы советской власти здесь было коллективное хозяйство, где трудилось более 600 рабочих. Совхоз-миллионер «Каменский» имел семь молочно-товарных ферм, большой свинокомплекс, выращивал пшеницу…

Во времена перестройки… Что же происходило со всеми нами во времена перестройки? Дадим ли мы когда-нибудь отчет хотя бы самим себе: что же с нами происходило, да и сейчас происходит — одна ли лень виновата, или что-то еще? А может все же разруха началась не в 90-е, а гораздо раньше, когда были порушены здесь церкви и перестала возноситься молитва от Каменки к небесам? Откуда это запустение: в хозяйстве, в природе, в душах? Почему среди огромнейшего пространства серо-бурого бурьяна маленькие желтенькие клочечечки засеянной пашни — и убранной ли к концу сентября? Полуразрушенные здания бывших ферм, предприятий… Такие крепкие еще, но заброшенные двухуровневые восьмиквартирные дома — к ним бы руки приложить добрые, по-русски сильные — жилье на радость потомкам. Кто возьмется? Неужели и их участь та же, что и у свиноферм — превратиться в развалины?

Нет-нет, не б уди сего… село еще живет! Да не просто живет — ВОЗРОЖДАЕТСЯ. Слава Богу! Скоро школа переедет в новое трехэтажное здание. Немного осталось доделать. Господи, помоги, пошли добрых людей. Есть здесь и своя больница, где с недавних пор работает семья талантливых врачей, к которым приезжают лечиться даже из районного центра. Помоги им, Господи, дай им сил, терпения и многая, многая, многая лета. Есть и детский сад, почта, дом для престарелых, несколько магазинов, две пилорамы, маленькая свиноферма, несколько частных фермерских предприятий. Кто хочет работать — сможет работать. Он знает, что труд на земле никогда не был легким. Но всегда благодатным.

А самое главное — в центре села по инициативе Людмилы Геннадьевны Малеевой построен маленький, необыкновенно уютный и по-домашнему теплый храм — Покрова Пресвятой Богородицы. Олег Борисович Иванов сделал иконостас, Андрей Воробьев, что из Порта Байкал, и его дочь Настенька писали иконы, деревянные резные работы сделал школьный мастер производственного обучения (прошу прощения, не знаю имени) во Славу Божию. Старшеклассники под материнским присмотром заместителя директора по воспитательной работе Елены Валентиновны Красинской провели работы по облагораживанию территории: сделали клумбы, из камней выложили дорожки, покрасили скамейки. Елена Валентиновна с декабря 2007 года служит старостой в этом, ставшем ей родным, храме. Многое здесь сделано и руками ее мужа — Сергея Николаевича. Вот так и начинается церковная жизнь села. Прихожан, правда, пока — раз два и обчелся. Да и те по незнанию ещё веру частенько с суевериями путают…

В общем, нашему отцу Марку есть пространство для молитвенного подвига. Много дел — и мирского порядка, и церковного. Без помощи Божьей не обойтись. Да и без нашей тоже. Дела Божьи по Его благой воле и нашем поспешении совершаются. Может быть, для кого-то из иркутян станет отдалённая Каменка родной и близкой. Во всяком случае, мы, участники поездки, уже полюбили это село с его просторными улицами и ангарским берегом, лесом за околицей и речным бризом, с его простыми жителями и храмом, над которым распахнуто синее-синее небо и парят легкие белые облачка, как светлый омофор Матушки нашей — Богородицы. Нет, не погибнет Каменка и вся Сибирь, и вся наша многострадальная Россия-Русь под Её несокрушимым благодатным Покровом!

 

Пресвятая Богородице, спаси нас!

 

Надежда Королькова
Фото автора