На благоустройство Спасской церкви

Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, детской школы-интерната № 4 ждут крестных родителей. Пожалуйста, отзовитесь, добрые православные сердца. Обращаться в свечную лавку.

Тел: 8-914-88-973-73

Покровский храм в Каменке (Боханского р-на) с благодарностью примет любые пожертвования: деньги, церковную утварь, мебель, строительные материалы, книги…
Обращаться к отцу Марку по тел.: 8-924-600-82-08

 

Грех под романтической вуалью

Удивительно отношение к «героям» в нашей стране. То их ниспровергают и расстреливают, то их предают забвению, то возводят им памятники и наделяют романтическими чертами и теми качествами, которые страстно властвуют над современными душами. А потом разочаровываются в них, потому, что они, наши кумиры, не подвигают нашу жизнь к лучшему. И, изрядно пошумев, опять уходят «герои» в забвение, оставшись не понятными, пока кто-нибудь предприимчивый не создаст на их имени яркое, грандиозное, впечатляющее выражение имени своего. И опять шум вокруг. Но стал ли от этого «герой» ближе, роднее, понятнее. Вот и я пишу… А не писать не могу — слишком больные для меня вопросы задевает шум вокруг одного из деятелей гражданской войны — самого трагического времени России. Хочется понять, что с ним произошло и что происходит сейчас вокруг него. Я не историк, но хочу трезвого здравого компетентного разговора. Может, откликнется добрая душа.

Александр Васильевич Колчак. В молодости я преклонялась пред рыцарским образом этого человека. Такие редкие статьи о нем в те давние годы вызывали восхищение и как-то необъяснимо направляли вектор сердечных устремлений в сторону служения — родным, народу, Родине. А позже он стал просто дорог, но не героическим прошлым, а как дорог израненный сын, которому стремишься перевязать раны так, чтобы было меньше боли.

Знаменитый полярный исследователь, умнейший человек, общественный деятель, честный воин… А дальше — страшное для наших краев явление — «колчаковщина». Как совместить?

Даже человеку, искушенному в политике, а тем более простому обывателю, трудно сейчас разобраться, в чем были ошибки и бессилие Александра Васильевича в годы красного и белого террора. Зачем нужны были (и нужны ли были вообще?!) иностранные войска, когда дело шло о внутренних взаимоотношениях, о судьбе России?. Не могли чужие решить наши проблемы, как не решат сейчас наших проблем китайцы, разве лишь приумножат их не во сто, а в тысячи тысяч крат!

Я не буду касаться более аспектов политических, наверное, не моего ума это дело. Но один момент из жизни Верховного правителя не дает мне покоя. Он, на первый взгляд, не так важен, как, допустим, нарушение воинской присяги. Но только на первый… По-моему же мнению, он и стал коренным, поворотным в судьбе Адмирала. А сегодня ему не только не дают трезвую оценку, но, наоборот, стараются всячески навести глянец, приукрасить, тем самым соблазняя неокрепшие юные души. И, кажется, совместными усилиями творцы новейших легенд и мифов достигли своей цели. Ведь вот же в любимой мною православной газете читаю отзывы старшеклассниц из Православной женской гимназии на фильм «Адмирал». В каждом — восхищение романтической любовью Колчака и Тимиревой…

Девочки, да вы понимаете ли, о чем идет речь? Чем вы восхищаетесь?

Давайте сегодня вместе попробуем вникнуть в смысл событий того времени и судьбы героев с православной, а не какой-нибудь иной, точки зрения.

Вначале Адмиралу «везет» необыкновенно во всех его начинаниях и делах. Так бывает только тогда, когда Ангел Божий ведет человека за руку, хранит от ошибок. А для этого необходимо одно условие — чтобы душа была предана Богу и хранила Его Заветы свято, без уступок страстям. От юности Александр Колчак хранил эти заветы и был силен в своих решениях и делах… пока не встретил Тимиреву. Страсть, нарушение заветов, преступление… Он не может теперь исполнить свое предназначение — спасение России. Он не может быть Верховным правителем, он просто не способен прозреть всю ситуацию, чтобы принять единственно правильное решение. Ведь речь шла не о приумножении богатств, не о власти — шла битва между силами света и тьмы — речь шла о судьбе Православной России.

Преступление — не громко сказано. Правда, для современного сознания хранение супружеской верности не очень популярно. Флирт считается дозволенным развлечением. Но девочки-то — из Православной женской гимназии. Надеюсь, что не «элитность», а именно стремление к православной высоте, православное понимание предназначения женщины собрали их в этом заведении. И неужели неважно для них, как смотрит Православная Церковь на святость брака?

Человек, как личность, несет в себе целостный образ Божий и обладает всей полнотой человеческой природы. Но каждый мужчина и каждая женщина, в то же время, осознают себя как «пол», т. е. половинкой, частью человеческого бытия. Человек может осознавать себя как целое и хранить эту цельность. Тогда ему приходиться отвергнуть пол, отказаться от восполнения мужского начала женским, либо наоборот женского мужским. Брак же осуществляет выбор другой возможности: «Не хорошо человеку быть одному». И вот он отказывается от своей целостности, жертвует своей завершенностью, становится частью, полом, чтобы соединить разделенное в новую цельность по образу Христа и Церкви. И теперь их всегда двое, даже если второй на другом континенте. Каждый доверил другому свою судьбу, свою честь.

София доверилась мужу всем существом. Это ради него она приехала в Иркутск. Они венчались в нашей Харлампиевской церкви, у алтаря на них были одеты венцы на царство и на мученичество. «И будут два одна плоть». А что соединено Господом — человек да не разлучит. Она приняла новую фамилию — фамилию мужа, Колчак. Ради него, Александра Васильевича Колчака, София отказалась от всего самого дорогого и священного в ее прежней жизни. Что может быть ответом на такую безграничную преданность? Только верность! А нарушение верности есть предательство, вероломство, измена. Как их не украшай и не оправдывай — они останутся по сути тем, что они есть. Адмирал уже до того, как стал Верховным правителем — предал однажды свое царство.

Да, современная молодежь поет: «Разве стыдно, другую любя, подойти и пройти, лишь глазами коснуться тебя?» Протоирей Павел А. считает, что — стыдно, что именно с такого взгляда начинается разрушение супружеской верности. Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Брак — чудо на земле. В мире, где все и всё идет в разброд, брак — место, где два человека становятся единым, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем просто два человека, — оказываются единством».

Писать о высоте брака неимоверно трудно — так там все чисто, божественно, свято, для этого нет человеческих слов. Конечно, в человеческой жизни всё бывает, все мы грешны. И по-человечески, по-женски можно пожалеть людей, которыми овладела погибельная страсть. Я  вовсе не ханжа, и я не имею права судить Колчака, Тимиреву, или кого бы то ни было другого. Но сказать девочкам, что воспевать грех, значит— преумножать грех, имеет право каждый.

Надежда Королькова