На благоустройство Спасской церкви

 

Между прошлым и будущим

Своими размышлениями о путях православного воспитания детей делится руководитель первого (нулевого) сезона в лагере «Роднички» в Черемховском районе педагог Надежда Королькова. Как помнят наши читатели, сезон назывался «Словения»…

Желтеньким письмом света в копилку памяти земли тихонько кружась-танцуя ложатся и листья, и иголочки, и мысли. «Вот и лето прошло, словно и не бывало»… — почему-то всплывают строчки старой песни, но внутри что-то протестует им. Как ни скоропостижно собрали мы и провели свой первый сезон «Словении», как ни велики были трудности и болезненны разочарования — в душе остались и тепло, и мечты о будущем «Словении», и очарование многими людьми. И благодарность всем-всем-всем, кто болел за нас, горел своим неравнодушным сердцем и не променял заботу о словенах на свои личные интересы. Такое вот богатство — урожай нынешнего лета. Преисполненный надежды вспоминается последний вечер нашего сезона, когда после закрытия, добрых слов и выступлений ребят собрались за кружкой чая все те, кто был не безразличен к судьбе и «Словении», и маленьких и взрослых словенов. Мы говорили о том, что это только крохотное начало большого будущего. Мы еще не знали, как его творить, но горели желанием…

А в Иркутске отец Александр положил передо мной несколько листочков: постановление Патриарха и, соответственно ему, распоряжение Владыки о том, что при каждом (!) приходе необходимо создавать ЦПВШ — церковноприходские воскресные школы. Не вникая в суть, я тут же машу руками — нет, нет и нет!!! Только не я!!! Мой пенсионный возраст, мой занудный характер, а главное — мои внуки, без которых я тоскую, болею… Пусть молодость, сила, здоровье, задор и творят, и действуют, и строят. Но вот какие-то клеточки внутри меня не выдерживают, глаза начинают косить в сторону этого распоряжения. И словно два крыла начинают уносить куда-то в неведомое, но уже желанное и родное. С одной стороны: может, здесь и живет будущее нашей Словении, а с другой — такое родное для меня, еще с Михаило-Архангельских времен, и укоряющее неосуществленностью мечты слово «ЦПВШ». Два крыла одной мечты.

Церковноприходскими школами славилось образование дореволюционной России. Их роль в обретении знаний, в становлении характера, в воспитании души переоценить нельзя. Но какое место займет ЦПВШ в современном обществе? До революции перед ней стояли одни задачи, а в ХХI веке — несколько иные. Если под системой современного образования мы понимаем наполнение человека суммой знаний, а вовсе не восстановление Образа Божьего в человеке, то светские школы могут сделать это гораздо полнее, глубже, профессиональнее. Стоит ли тратить на это силы, изобретать колесо. Но есть позиции истинного ОБРАЗования, где светская школа ах как слаба и не сможет обойтись без помощи ЦП-школ, без заинтересованного, юридически не запрещенного, просвещенного светом евангелия участия священнослужителей, клира и просто православно образованных мирян. В области ДНК (духовно-нравственной культуры) современная школа и ЦПВШ стоят примерно в таком же соотношении, как кодекс строителя коммунизма и Промысел Божий о человеке. Да и мир наш измеряется не тоннами, литрами, километрами, а присутствием любви, верности, ответственности. И прирастать могущество России будет не подземными кладовыми и их богатством, а любовью ко Творцу Вселенной, осознанным благоговейным отношением к Литургии, нашей потребностью во спасении и состраданием к израненному грехом человеку. Мы должны научиться осознавать себя гражданами Небесного Отечества, а не рыцарским орденом для борьбы с китайцами, экономическим кризисом, экологическими проблемами и т.д.

Почему Словения, и какой же должна быть она? Словены — это те, кто рождены Словом. Согласно науки этимологии слово изменялось так: словен словек цловек чловек человек . Как изменилось слово с измельчанием нашего понимания и своего происхождения, и своего предназначения. У словен любовь к Слову должна стать основой и проверкой всех действий и устремлений. Я думаю, что, как и любая школа, она должна расти. От маленьких до больших словен. Как будет прекрасно, когда даже самые солидные дяденьки и тетеньки, мамы и папы, бабушки и дедушки подадут свои заявления в ЦП-школу и станут ее учениками.

В школе должно быть не менее 5-ти групп. Самые маленькие — зернышки. Мы должны учить их играть, петь, рисовать, лепить — и чтоб делали они это вместе. Самое важное, чтобы они учились в своем маленьком творчестве чувствовать друг друга.

Вторая группа — 6-7-8- летки. Это узнавайки. Их главная задача — познавая мир, видеть в нем красоту и тот порядок, который весь мир ведет к Богу. Но важнее всего — видеть красоту родных, друзей, встречных.

Третья группа — 9-10-11- летние. Их задача — искать и раскрывать Божественную Красоту в нашем падшем мире, которой и жив человек и которая спасает. Они делают родными себе тех, кто смог и сам увидеть, раскрыть истоки этой Красоты, и передать свое видение нам в наследство. Соприкасаясь с культурными вечными ценностями человеческого творчества, ребята и сами начинают открывать, творить и передавать свое мироощущение другим. Благая задача.

Четвертая группа — 12-13-14-летние. Это уже творцы. Творчество не как игра досужего ума, а как обязанность, ответственность, потребность. Они продолжают традиции третьей группы и развивают их дальше. Слово, рисунок, фотография, маленький фильм по собственному сценарию — все это должно доносить до жаждущих сердец образ Истины. И при этом творчестве мы учимся понимать друзей, родных, себя и Слово Божие. Занятия проходят на фоне педагогических событий. Это — встречи, походы, паломничества, игры, экскурсии, музеи, театры, концерты, личное творчество, выпуск газеты, выставки, показы фильмов…

И пятая группа (их может быть много) — это те, кому больше 15-ти лет. Это старшие, мудрые или, вернее сказать, умудренные некоторым опытом. Но нет границ для пытливого ума. Познавать неисследимую глубину Слова Божьего, помогать тем, кто младше, слабее. Они сами решают, что им еще надо узнать, ищут себе учителей, поле деятельности, способы творческого выражения. Они вместе с нами, малышами, разучивают песни, участвуют в праздниках, концертах, походах, выставках. В учебе, на отдыхе, на Божественной Литургии, у Чаши.

И обязательное для всех групп священническое окормление.

Три года в одной группе? Это неудивительно. Школа не ставит задачу узнать что-то конкретное в определенном возрасте. Знания не отрицаются. Вера и знания не разделимы. Но при познании важно и очень важно то, что мы проживаем, что ощущаем, какими силами наполняемся. Вот кто-то вырос и перешел к старшим, а кто-то подрос и пришел к нам еще такой нуждающийся в нашей помощи. Понести смирение и послушание младшего и пережить ответственность старшего — как это важно пережить в детские годы.

А в летние каникулы мы, словены, сможем встретиться в «Таежном» и там всей полнотой своей детской души реально соприкасаться с тем, о чем мы узнавали за год. Побывать на источниках, которые наполняют чудесными свойствами реку Иреть и нас. Сама Иреть — чистая, холодная, вкусная, бродить в ней опасно — ноги сводит. А вот окунешься в ней с головой, сердце замрет, выпрыгнешь и чувствуешь — опять хочется еще и еще окунаться в ней. И такая бодрость в теле. А купаться можно и в теплых озерах с их горячими источниками. Вот поистине часами детей не вытащить из озера. Разве лишь за булочкой, да и то, не успев доесть, опять ныряют. Здесь лес — сосновый, земляничный — бережет для ребят свои тайны. Воздух наполнен запахом хвои, трав — целебный. Вглядываешься в природу, соприкасаешься с ней и ощущаешь, сколько Божественной Мудрости здесь, на земле. Это не островочки Рая, нет — он весь здесь, рядом с нами. Но мы изгнаны из него. На природе особенно ощущаешь свое изгнание, свой плач у его ворот. Нет, вы только вглядитесь, вслушайтесь, потрогайте на ощупь — одной только нежности в каждом листочке, иголочке, кустике, сосенке, березке столько, что и не вместить в себя. И все мимо и мимо нас? Ну, как же не изгнанники. Здесь я так хочу домой, к Отцу, и все мои усилия — к Нему. А дети — они чутче меня, они поймут это скорее. Вот только надо их «привести» сюда. Надо дать им соприкоснуться, почувствовать, дать подышать этим воздухом Отечества Небесного. А сначала надо их, как оркестр, настроить на звучание природы. Слишком велика власть греховного в отпавших от Творца.

Историю края так хорошо знают и отец Димитрий, и матушка Анна. С матушкой Анной рядом быть — духом русским дышать. Рассказать о ней можно одним словом — Матушка. Хорошо побыть с ней рядышком, послушать саму ее. Да не о себе она, а о том, что душу тревожит, о приходе, о храме, о селе, о «Таежном», который стоит на месте бывшего богатого села Невидимова. Надеюсь: побываем, увидимся, соприкоснемся.

Говорю и мыслю о ЦПШ, словно она уже есть. Может быть, я немного и права. Есть же у нас маленький опыт таежного сезона Словении. И пусть многие планы, желания, мечты не осуществились, но зернышко в почву брошено. И я верю, верю, верю — будут и всходы, и будут не пустыми. Потому что есть люди с горячими сердцами и искренним отношением к словенским проблемам. Они такое важное событие, как благодарственный молебен в конце сезона или года, не сочтут за пустяк и не сбегут на своих личных машинах причащать своих личных детей. Это очень важный штрих в характере человека, в его отношении к делу. Да, очень хочется, чтобы Школа уже была, прочно стояла на своих опорах, и можно будет приводить туда и своих тоже внуков, и своих сыновей, и, может даже, и мужа. Но для этого надо быть рядом с ними… Как невыносимо страшно иногда бывает наедине со своей мечтой. Господи, помоги, чтобы не ошибиться и строить путь так, чтобы вел он к Тебе.

Надежда Королькова