На благоустройство Спасской церкви

 

Если б снова начать...

Обычно сочинения на определенную тему пишут ученики. Но бывает, что такое задание получают и учителя. Как, например, педагоги православной женской гимназии, которым было предложено написать эссе на тему: «Если б снова начать, я бы выбрал опять бесконечные хлопоты эти...» Как они справились с задачей — судить читателям. Сегодня мы публикуем первое из трех сочинений.

Старость меня дома не застанет

В августе 2010 года исполнилось 55 лет моей педагогической деятельности. И в течение всех этих непростых лет я ни разу ни минуты не сомневалась в правильности выбора моей профессии, профессии учителя.

Чувства уважения и любви к учителю созрели еще в школе. Моим идеалом была учительница русского языка Коростылева Ядвига Владиславовна, которая сумела пробудить в нас творчество. Она нередко зачитывала мои сочинения в классе, а в беседах говорила, что мне надо стать учителем. И я поступила в Ставропольский педагогический институт на филологическое отделение. Училась с удовольствием, много читала, активное участие принимала в общественной и культурно-массовой работе.

Хорошо помню свой первый урок литературы на педагогической практике в 10 классе. Когда я прочитала стихи В. Маяковского, класс вдруг зааплодировал. Наш методист сказал, что в его практике это было впервые. Потом была работа в пионерском лагере, недалеко от Кисловодска. Мне дали среднюю группу одних мальчишек (от 10 до 14 лет). Как я их любила! Я жила их жизнью: играла в футбол, участвовала с ними во всех соревнованиях. А когда мы посещали знаменитый парк в Кисловодске, насмотревшись на красоту, усаживались под деревом, и я им пересказывала содержание чудесных книг самых разных писателей, в то время, когда другие пионервожатые собирали в парке своих детей. А перед сном успокаивала детей интересными историями из жизни великих путешественников…

После окончания института по зову сердца я поехала на Алтай вслед за новоселами, покорителями целинных земель. Меня направили в поселок Локоть, в среднюю школу, где первый год я преподавала русский язык и литературу в 6-х и 9-х классах, а на второй год работала и завучем по учебно-воспитательной работе. Какое это было замечательное время! Молодое пополнение жизнерадостных, энергичных учителей изменило жизнь не только в школе, но и в селе: хор, спектакли, концерты…

В первый же день меня предупредили, чтобы я была построже с учащимся 6-го класса Козыревым Колей, хулиганом, состоявшим на учете в милиции. А это был обыкновенный, явно озорной, неухоженный, сопливый мальчишка из трудной семьи, сначала смотревший на меня настороженно, исподлобья. А как мне хотелось, чтобы он полюбил и меня, и мой предмет. Я много помогала ему, никогда не упрекала ни в чем, ибо думала, что только добрым, ласковым словом можно пробудить в ребенке все хорошее. К счастью, он успешно закончил школу. Когда через 25 лет я приехала в Локоть на встречу с моими дорогими сердцу выпускниками, мне сказали, что Николай Козырев — кандидат педагогических наук и работает в Барнауле. Тогда все мои ученики были живы и признались мне, что многих из них «коснулось крыло педагогической профессии». Осенью 2009 года я рискнула поехать на встречу с моими выпускниками и дорогой сердцу школой через 50 лет! Но многих уже не было в живых… Встреча была потрясающая. На прощание выпускники и учителя подарили мне книгу об истории Локтевского района с такой надписью: «Уважаемой и любимой Людмиле Николаевне на память о встрече на Локтевской земле, где судьба подарила нам счастливую возможность быть учениками такой замечательной учительницы, как Вы.

Нам уже по 70 лет, а память о вас хранит яркие воспоминания, связанные со школьной жизнью.

Мы помним ваши уроки, помним, как Вы готовили с нами вечера, учили петь, танцевать, ставить спектакли, учили взаимопониманию, дружбе и, бывало, что становились для нас не просто учителем, а близким другом...»

Ради этих слов стоит жить на свете.

Тогда, еще в далекие 50-е годы, я поняла, что хороший учитель должен быть просто хорошим человеком, понимающим, любящим детей и оберегающим их от жизненных невзгод.

Потом 7 лет я работала в Тихвинском педучилище. Какую радость и гордость испытывала, когда мои студенты давали первые уроки. Все храню в памяти своей…

В 1967 году по приглашению Дюжаковой Веры Никитичны, директора Иркутского педучилища № 1, я приехала в Иркутск, где родилась. В Иркутском педагогическом училище я проработала учителем и завучем около 30 лет. Потрясающе интересной, наполненной вдохновенным, радостным, творческим трудом была и продолжается жизнь студентов и преподавателей ныне уже Иркутского педколледжа № 1, вошедшего в золотую десятку педучилищ России. Нет в городе школы, где бы успешно ни работали наши выпускники, в том числе и на руководящих постах. Мне посчастливилось быть редактором книг очерков об истории училища, его ветеранах и лучших выпускниках, написанных преподавателями этого учебного заведения.

Министерство образования СССР дважды командировало меня на работу за рубежом. Первый раз — в Республику Куба, где я работала в Министерстве образования советником-консультантом по вопросам начального обучения детей в связи с переходом Кубы на новое содержание образования, принимала участие в создании учебников, методических пособий для учителей, читала лекции, проводила семинары. Второй раз была на правлена в Словакию, где учила словацких учащихся русскому языку, работала в Методическом центре города Банска Быстрица и читала лекции для словацких учителей, преподающих русский язык в школах.

Видно, Богу было угодно на склоне лет подарить мне счастье работать учителем в Православной женской гимназии. Я так люблю свою профессию, что не представляю еще, как можно расстаться с ней. И действительно, «если бы снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти…»

Недавно обнаружила на листочке, написанное моей рукой (где и когда — не помню) следующее: «Мои ученики — радость каждого дня. Если я не вижу их, мне становится грустно и пусто на душе. И тогда я ощущаю потребность бежать в гимназию, слышать радостные крики несущихся на меня моих душеспасителей. Теперь я спокойна: они со мной, они рядом…»

И утешаю себя: старость меня дома не застанет.

Людмила Николаевна Жмур,
Заслуженный учитель РФ