На благоустройство Спасской церкви

 

Если б снова начать...

Конкурс учительских эссе. Иркутская женская православная гимназия

Учимся вместе

Учить малышей, начинающих свой путь к знаниям, — великое счастье. И теперь, когда за плечами более чем полувековой опыт учительства, я не сомневаясь бы сказала: «Если б снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти»

С детства мечтала стать учительницей. Может быть, потому, что росла в многодетной семье, была старшей дочерью. Приходилось частенько оставаться дома с малышами, помогая родителям в трудное послевоенное время. Вечерами бегала домой к учительнице за заданиями, а потом самостоятельно грызла гранит науки, рассказывая что-то и своим младшим братишкам и сестре. А после окончания семилетней школы поступила в педагогическое училище.

И вот молодая учительница получила направление в заброшенную сельскую деревушку, коренным населением которой являлись эвенки. Добраться в то время до места назначения можно было только верхом на оленях. Вот и поехала я туда верхом на оленях реализовывать свою мечту — учить маленьких детей. Сначала было страшно. Но хорошо помнила отцовский наказ, что на тебя весь народ будет смотреть, ведь учитель на селе — первый человек, образец во всём! Вот и стала я и учительницей для двух классов, и пионервожатой, и артисткой в сельском клубе. Каким бы трудным ни был первый год моей трудовой деятельности, я поняла, что это мой путь. Я почувствовала, как важно быть полезной всем: и детям, и их родителям, и то, что у меня получается!

С тех пор побежали год за годом мои трудовые деньки. И с каждым новым днем приходили новые планы. Работая в Иркутске, закончила обучение в Иркутском педагогическом институте. Постоянно сопровождало желание учиться, учиться у опытных коллег, педагогов, совершенствоваться в профессии, а позднее и передавать свой опыт молодым.

За 53 года педагогической деятельности пришлось быть и методистом областного института усовершенствования учителей, но работу учителя начальных классов не оставляла, даже работая на кафедре Иркутского педагогического института старшим преподавателем. Разрабатывала спецкурсы, читала лекции студентам — будущим учителям, учителям, проводила курсы для учителей области, вела практические занятия. Посчастливилось встретиться и с мэтрами науки — Занковым, Давыдовым, Элькониным, Зверевой, Лысенковой, Эрдниевыми (отцом и сыном), Виноградовой, Истоминой и др.

В профессии для меня главная заповедь — любить детей и научить их любить себя, своих близких и весь мир. Ведь каждый ребенок от рождения талантлив, а основная задача учителя — помочь этому таланту раскрыться. Всегда считала и считаю, что «безделье — враг ребенка, каждой минуте урока — полную нагрузку».

Из года в год, из класса в класс вела я своих учеников, а последние 12 лет, работая в Православной женской гимназии, — учениц, по ступеням бесконечной лестницы знаний. Ведь у каждого из нас есть предназначение, которое может быть исполнено только нами, работа, которая должна быть выполнена только нами, место, которое можем занять только мы. Школа, учительство, любимые ученики — это мое предназначение в жизни. За свой труд была награждена орденом «Знак почёта», имею звания: отличник народного просвещения, учитель — методист, Заслуженный учитель России. Последней, очень трогательной и важной для меня наградой, является Грамота, данная Епископом Иркутским и Ангарским Вадимом. И, несомненно, самой главной наградой для каждого учителя являются его ученики, его выпускники. И я горжусь своими учениками. Среди них есть и учителя, и врачи, и музыканты…

Главная задача учителя начальных классов в наше время — быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, не быть рядом с ребенком кем-то высшим, а каждую минуту переживать процесс обучения с детьми и самому учиться с ними в процессе всей жизни.

Маргарита Андрияновна Куницына
учитель начальных классов