На благоустройство Спасской церкви

 

Под сенью Петра и Февронии

«О, великие угодники Божии, святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, к Вам прибегаем и Вам молимся с упованием крепким: принесите за нас святые молитвы Ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим».

Вы помните, как в сентябре 2011 года в рамках Всероссийской духовно-просветительской программы «В кругу семьи» был торжественно открыт памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским, покровителям семьи и брака. Как органично стали они у Спасского храма. Будто всегда здесь были. Ах, как мне хотелось… на весь мир… Мы с Сашей Косовым, молоденьким алтарником нашего храма, решили: хотя бы доклад на Областной краеведческой конференции школьников… Да, доклад получился сырым. Но имело смысл выступить! На сам доклад дается 7–10 минут, а ребята и педагоги своими вопросами не отпускали Сашку более получаса. А затем обсуждение перешло в кулуары…

А к чудесно исполненной композиции Константина Чернявского потекли жители и гости города: экскурсии, просто отдыхающие и те, кто желает семейного счастья. Но почему-то объектом поклонения для многих стал ручной заяц. Посмотрите только, у него уже и носик блестит, как ножка Будды. И все растут и растут очереди желающих прикоснуться к нему, погладить и обрести такое нужное всем семейное счастье простым способом, не обязывающим к личному совершенству, терпению и, наконец, не требующему любви и верности. Печально это…

Обратим же свой взор к благоверным князьям. Почему именно Петр и Феврония в русском народе являются покровителями семьи? Какие вечные христианские ценности они нам открывают? И вообще, какие семейные традиции имеют значение для жителей нашего города. Это очень важно для нас сейчас. Мы пока еще не обрели для себя эти христианские ценности и бродим в хаосе тьмы. Потому и распадаются иногда даже и у нас, православных, и даже венчанные браки. Или наоборот, мы расталкиваем людей локтями: пропустите нас вперед, мы ведь самая православная семья…

Образы Петра и Февронии прошли сложный путь исторического развития как в древнерусской и русской литературе, так и в живописи, но их образ имеет реальную духовную основу в недрах русского сознания, его миропонимания..

Одна из вершин богатого литературного наследия Древней Руси — «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Она написана к середине XVI века в связи с их канонизацией, хотя с XV века известны и большинство ее сюжетов, и церковная служба Петру и Февронии. В главном соборе Мурома находилась гробница святых, чтимая не только муромцами, но и великими князьями московскими (собор этот не сохранился, и в данное время мощи святых почивают в Троицком соборе г. Мурома).

Повесть эта не просто история любви крестьянской девушки и князя, но и образ идеального брака, каким он виделся нашим предкам. О пылких и страстных чувствах в повести не говорится — просматривается та мера такта, которая характерна для понимания таких вечных истин, как любовь, верность, брак, смерть. Только в поздних редакциях повести (в XVII в.) появляется упоминание о красоте Февронии — очевидно, мудрость, внутренняя красота считались качеством более важным для девицы, нежели красота внешняя. Со временем и на иконах лик Февронии приобретает красоту княжеского благородства. И сама икона становится пронизанной светом Небесного Царства. Это говорит о том, что образы святых несут нам этот свет.

Как со стороны Петра, так и со стороны Февронии мы встречаем очень редкое соединение обдуманности в поступках с глубиной и искренностью чувств. Когда Петр идет биться со змием, который является в образе его родного брата, он несколько раз проверяет, действительно ли настоящий брат находится в другом месте, чтобы не стать братоубийцей. Не сразу он и соглашается жениться на крестьянке. Но зато, женившись, готов лишиться княжества ради жены. Феврония фактически вынуждает его жениться на себе, но и женой становится любящей, верной. Она без слов понимает заботу князя об оставленном княжестве, утешает его словами, а затем и чудом: по ее слову расцветают срубленные деревца. Такое «умное сердце» не может открыться в человеке само по себе. Как считали в старину, оно рождается только в результате постоянной внутренней работы над собой — в молитве. И мудрость Февронии не только и не столько в ее «хитрых» ответах, но в ее духовной чистоте, в посвящении всей жизни Богу и людям.

Наши предки свято верили, что нравственные законы нельзя нарушать безнаказанно. Мудрый человек — это, прежде всего, тот, кто живет в согласии с ними. Непонятным в начале повести кажется эпизод со змием. На Руси хорошо знали, что в душу каждого человека приходит этот «змий» — и важно, подчинится ли ему человек, или ополчится на него. Петр ополчается, но вместо обычной в таких случаях награды за подвиг, тяжело заболевает. Чтобы нам был понятнее этот эпизод, обратим внимание на то, как в ряду торжествующих, полных надежд седмиц Великого Поста мы вспоминали святую Марию Египетскую. Чему мы можем научиться от ее жизни? Мария Египетская — раскаявшаяся блудница, она ушла от всего, что было ей соблазном, и всю свою дальнейшую жизнь претворила в благодарение Богу. Но блуд заключается не только в телесном грехе. Блуд заключается в том, что человек заблуждается, что цельность человеческой любви раздробляется, мельчает, и человек уже не способен всей душой, всем сердцем, всем существом своим любить одного человека и Единого Бога. Блуд, в том широком смысле слова, который ему придает Священное Писание — это идолопоклонническая привязанность к тому, что видимо и осязаемо, когда отдают свое сердце не тому, что достойно любви, а распыляют его так, что оно служит всем идолам, всем страстям.

Петр и Феврония не только идеальные супруги, но и правители идеальные. И это важно для понимания взглядов и убеждений русского человека: социальное благополучие внутри государства невозможно без крепкой семьи. Такое прославление и почитание благочестивого брака глубоко коренилось в народном сознании. Даже совместная брачная жизнь двух людей может стать подвигом, достойным святости, если их любовь не сосредотачивается только на себе, но благотворно воздействует на внешнее окружение. Такое отношение к духовному миру человека было выстрадано и понято русским народом еще в древние времена и пронесено с честью русской классической литературой, народными традициями и художественными образами до наших дней.

Повесть о Петре и Февронии неоднократно пытались отредактировать в XVI, XVII и XVIII вв. Но эти редакции не очень прижились, и люди по-прежнему воспринимали «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как историю удивительной любви. Вот потому-то день 8 июля — День памяти Святых Петра и Февронии — получил официальный статус Дня семьи, любви и верности. Сегодня можно услышать, что это «православный день святого Валентина» (в смысле праздник влюбленных). Это не так. В народе день памяти святых супругов был (и эта традиция возвращается сейчас) праздником любви, прежде всего, супружеской. Не забудем, что он приходится на период Петровского поста. В этот день принято молить Господа о даровании мира, гармонии и любви в семье и о сохранении Русской земли. И нам следует внимательно вникнуть в его суть, приникнуть всей душой к живительному источнику благодати святых образов.

Надежда Королькова

«Спасские» пары юбилейного года