На благоустройство Спасской церкви

 

Мы так на них похожи

— Ой, а эта тетенька вчера у нас в храме была!

— А я эту девушку сегодня вроде бы видела!

— А эта-то как на тебя похожа! Не ты ли?

— И мужик вроде наш…

Так непосредственно реагировали работницы нашей свечной лавки, увидев портреты иркутян, живших и умерших в середине XVIII века, и похороненных у самых стен Спасского храма. Их останки были обнаружены во время последних археологических раскопок «Иркутского Кремля» в 2007–2011 годах.

Группа ученых во главе со старшим научным сотрудником кафедры археологии, этнологии, истории древнего мира ИГУ, научным сотрудником Иркутского филиала Института археологии и этнографии СО РАН «Иркутская лаборатория археологии и палеоэкологии» Натальей Евгеньевной Бердниковой провели огромную исследовательскую работу по результатам раскопок. И венцом ее стали 50 портретов первых иркутян, воссозданных по строению черепа. Сегодня, в эпоху «всеобщей компьютеризации», подобные вещи — не редкость. Но в нашем случае, при воссоздании облика жителей города был применен более старый, уже «традиционный» для отечественной антропологии способ — графический, с помощью обыкновенного карандаша. Как утверждают авторы, «в карандашном рисунке есть возможность более детально воспроизвести индивидуальные черты лица».

А вообще научный метод антропологической реконструкции возник задолго до компьютерной эры. И основатель его — иркутянин Михаил Михайлович Герасимов , который в 1950 году возглавил созданную в Институте этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва) специальную Лабораторию антропологической реконструкции. И вот сегодня его дочь Маргарита Михайловна Герасимова приняла участие как непосредственно в реконструкции облика наших иркутских предков, так и в создании альбома.

«И вот они пришли оттуда, — пишет в предисловии доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ Г. И. Медведев . — Мы их видим в первый раз. Археология и пластика скульптурной археологии сделали свое сказочное доброе дело: мы свиделись… Спокойные красивые лица… В каждом портрете — свой характер. Нет фотографического позирующего лукавства. Взгляды простые, открытые. Это люди, жизнью и делами которых более 200 лет назад заложены основы культуры нашего города, начертан эскиз морфологического портрета будущих застроек, создан климат иркутского патриотизма». Все верно. И мне хочется добавить несколько слов в связи с отсутствием в портретах «фотографического позирующего лукавства». Для некоторых, особенно невоцерковленных людей, этот фактор оказался столь не привычен, что даже вызвал отторжение.

— Какие страшные! — воскликнула одна из моих знакомых. — Посмотри — ей 18 лет, а выглядит как старушка…

Ну, старушка — не старушка, а действительно, печать страданий проступает на лицах наших предков, многие из которых умерли совсем молодыми, совершенно явственно. Что и говорить, жизнь их была трудной, намного труднее нашей. Болезни, травмы, невзгоды не позволяли им многая лета на земле сибирской. Но свет духовный, исходящий от этих лиц, все же покрывает и перекрывает житейскую тяготу.

Кстати, если с моей знакомой смыть косметический грим и психологическую маску продвинутой «вумен», то ее лицо станет буквально копией одной из первых иркутянок. И слава Богу! А то ведь во многих европейских странах (к примеру, Франции) за 200 лет генотип среднего жителя изменился коренным образом. Так что, когда проводили эксперимент по выявлению этого самого генотипа, получили на фото лишь размытое пятно с намеками на человеческие черты.

…Завтра мы снова придем в свой храм, который построили люди «из альбома», и целуя друг друга, узнаем те самые черты, глаза, улыбки, и скажем те самые главные для всякого православного христианина слова, которые ведут его земными путями к небесному порогу: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! И услышим из глубины веков тысячегласный отклик: «ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!» Нет никого счастливей нас.

Зоя Горенко