На благоустройство Спасской церкви

 

Живительный источник

«В часы, когда тягучее уныние подкрадывается и хочет заполнить душу, когда то же происходит с близкими мне людьми, я вспоминаю события, связанные с чудным Промыслом Божиим. Один подвижник как-то сказал, что всякий православный христианин может поведать свое Евангелие, свою Радостную Весть о встрече с Богом… мы, хоть и немощные, грешные, но Его ученики, и нет на свете ничего более прекрасного, чем созерцание поразительных действий Промысла Спасителя о нашем мире».

Уже третий месяц не могу оторваться от книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». За это время я подарил экземпляры произведения друзьям и родным в Иркутске, Новосибирске, Хакасии, Верхоленске. Книги дарил крещеным, но не посещающим Храм Божий, и искренне верующим, но реакция у всех была одинаковой.

При чтении создается впечатление, что все происходит на твоих глазах. С каким теплом написано про истинных подвижников веры: от выдающегося кинорежиссера Сергея Бондарчука, в последние дни своей земной жизни ставшего истинным христианином (глава «Об одной христианской кончине») до архиереев и патриархов.

Особый интерес вызвал рассказ «Преосвященнейший послушник» — о Вашингтонском епископе Василии (Родзянко). Внук бывшего председателя Государственной думы дореволюционной России Михаила Владимировича Родзянко, уговорившего через парламентариев царя Николая II написать отречение, о чем тот искушался всю жизнь, т. к. стал одним из инициаторов развала России. Удивительно покаяние Владыки Василия перед народом в Царском селе за вину, которую он ощущал с детства, потому что он был внуком любящего его деда. А как чудно передана атмосфера в русской зарубежной Церкви, особенно беседы Владыки с митрополитом Антонием (Сурожским). И совет последнего «быть послушником у всякого человека, который встретится на жизненном пути». И следуя этому совету, Владыка Василий, пребывая в Москве, оставляет все свои важные дела и мчится на окраину столицы освящать комнату бабульки. Или едет служить в Храм за 200 километров от Костромы — проделав перед этим путь до нее самой. Доставляет впервые в новую Россию благодатный огонь из Иерусалима. Спасает от закрытия Почаевскую Лавру. Все это происходит как чудо по воле Божьей.

Важно, что книгу читать интереснее, чем роман, благодаря не придуманным жизненным ситуациям. При этом постоянно чувствуется духовный рост автора, его непростой путь к Богу, с постоянными сомнениями, трудностями и ошибками. «Мы бежали от ставшего бессмысленным мира — искать вдруг открывшегося нам Бога, почти так же, как мальчишки убегали юнгами на корабли и устремлялись в далекое плаванье. Только зов Бога был несравненно сильнее» — так характеризует свое «плаванье» в море житейском вначале послушник Георгий (бывший в послушании целых 10 лет), затем иеромонах и в конце концов, архимандрит Тихон.

Безусловно, нельзя не влюбиться в Псково-Печерский монастырь и его самоотверженных обитателей, и с еще большим благоговением вспоминать наше посещение его. Поражаешься мужеству насельников и братии, веками отстаивающих это место, намоленное тысячами богомольцев.

С каким мастерством дан портрет великого подвижника архимандрита Иоанна (Крестьянкина) — его бесконечная доброта, дар предвидения, любовь к людям, талант руководителя. Даже трагические события пятидесятых, когда отцу Иоанну на допросах переломали все пальцы на руках, не сломали и не ожесточили его. Восемь лет лагерей он вспоминает как самое счастливое время своей жизни: «Только помню: небо отверсто и Ангелы поют в небесах! Потому что Бог был рядом!»

А жизнеописание подвижников Псково-Печерского монастыря, бывших фронтовиков или политзаключенных, старцев, имеющих дар прозорливости. Таких как, архимандрит Серафим, архимандрит Нафанаил и другие, которые этот дар скрывали, но все силы души и тела отдавали служению Господу и боролись за выживание обители, особенно в лихие хрущевские времена. Причем, эта борьба описана с чувством юмора, хотя понятно, что речь шла о выживании. Один эпизод с выборами в Верховный Совет СССР чего стоит, как вся братия крестным ходом, молебном ответила на претензии властей.

Чудны описания самого Псково-Печерского монастыря и особенно святых пещер, где покоятся более 14 тысяч монахов, воинов, мирян, где столетиями нет запаха тления, и где мы, грешным делом, потихоньку взяли по горсточке святой земли. Где Б. Н. Ельцин все пытался выяснить секрет, что делают монахи для чистоты воздуха, и не верил, что все это по воле Божией.

Только сейчас осознаешь страшные последствия настоящей войны Н. С. Хрущева, закрывавшего и разрушавшего тысячи храмов и сотни монастырей, и обещавшего показать по телевизору «последнего попа». На всю страну осталось две обители: Троице-Сергиева лавра — для показа иностранцам, и Псково-Печерский монастырь. Последний сохранился благодаря великому наместнику архимандриту Алипию, в миру — Ивану Воронову, солдату Победы, за четыре года прошедшему от Москвы до Берлина. И потом еще тринадцать лет державшего оборону Псково-Печерского монастыря, защищая его от государства, за которое он проливал кровь. Причем он держал оборону по всем правилам военного искусства.

В книге более 600 страниц, десятки героев — послушников, монахов, настоятелей, генералов, тайных монахинь Дивеево, других подвижников Божиих и просто людей, однажды открывших, что на земле, кроме привычного, будничного, суетного есть иной мир. Он так неизъяснимо прекрасен, так могуч, так совершенен, что ради него не только можно, но и радостно претерпеть все муки, легко оставить все богатства и почести. Книгу надо обязательно прочитать. Не только для того, чтобы получить колоссальное удовольствие, но и оценить весь масштаб борьбы за православие, что и сейчас весьма и весьма актуально.

Александр Гайдым