На благоустройство Спасской церкви

 

Как мы побывали в Сталинграде

Недавно мне удалось побывать в прошлом. Своими глазами я видел Сталинградскую битву от начала и до конца. Обошлись без машины времени — все действие происходило в Спасском храме.

Почти каждое воскресенье там проходят кинолектории, которые ведет кандидат исторических наук Артемий Ермаков. В тот воскресный день мы ознакомились с документальным фильмом «Сталинград». И это один из тех редких случаев, когда реальность превосходит ожидания.

Сначала Артемий объявил, что фильм был выпущен в 1943 году, то есть в самый разгар Великой Отечественной войны. Это заинтриговало, но в то же время немного огорчило: морально я уже был готов к низкокачественному, монохромному слайд-шоу.

Но черно-белый «Сталинград» оказался намного ярче большинства современных фильмов про Вторую Мировую. И речь идет не о каких-то небывалых спецэффектах: в «Сталинграде» на первом месте атмосфера, что для документального фильма очень и очень необычно. Редчайшие кадры прямо с мест боевых действий, картины советского быта и легендарный голос Левитана погружают в прошлое с головой.

С момента окончания Великой Отечественной войны прошло почти семьдесят лет. За эти годы многие режиссеры пытались интерпретировать культовые сражения по-своему, но их версии — лишь тень истинных событий. Мне, как представителю молодежи, намного интереснее смотреть на реальные сцены. Да, в них нет голливудского лоска и безостановочного экшна. Разумеется, фильм прошел через все жернова советской цензуры. Но лица людей, те чувства, которые они испытывали, не под силу подделать ни одному цензору. Именно эти «живые» кадры — изюминка фильма. Жители Союза не были бездумными агнцами, шедшими на заклание по указу вождя. Как бы не убеждали нас в обратном разного рода пропагандисты, эти люди знали, за что идут на смерть. Вот женщины и дети покидают опасную территорию, но на их лицах едва ли можно увидеть страх. Вот солдаты устало улыбаются и снова идут в бой. А вот и ты сам начинаешь задумываться над тем, насколько сильный характер нужно иметь для того, чтобы пережить подобный кошмар.

«Сталинград» — это концентрированный патриотизм. На «уроках мужества» в школах надо демонстрировать именно такие фильмы. Но показывают, к сожалению, лишь «Брестскую крепость» — с ее взрывами, безумным насилием и непрекращающейся чередой глупых смертей.

Молодому поколению вообще не хватает правильной мотивации. Мы слышим только слова: о величии, о славе, о подвигах. Однако они так и остаются словами. Нельзя убедить подростка в необходимости чтить и уважать, аргументируя ее одним лишь «так надо». Что уважать? Что чтить? Будем откровенны: для современной молодежи Вторая Мировая — что-то из области мифов и легенд. Все, что усваивается с торжественных линеек и открытых уроков, сливается в единое «ну, немцы плохие, а мы победили».

А в «Сталинграде», кстати, немцы имеют вполне человеческие лица. Они не демоны во плоти, а такие же люди, уставшие от необходимости убивать себе подобных из-за чьих-то амбиций. Даже знаменитый генерал Паулюс не похож на иерарха тьмы — обычный мужчина средних лет. Диктор иронизирует над пораженными солдатами Вермахта, но желания смеяться не возникает — нет смысла, да и чести это не прибавит.

Что побудило Хрущева запретить показ «Сталинграда» после смерти Сталина — остается только догадываться. Но затея была не самой хорошей, ведь это один из самых достойных образцов советского патриотического кино.

Я искренне благодарен Артемию за это короткое, но крайне запоминающееся путешествие в прошлое. Знакомить людей с их собственной историей — занятие почетное и благородное. Надеюсь, кинолектории в Спасском храме будут процветать, а количество заинтересованных — расти с каждым разом.

Павел Тарасенко